Статья 100. Перевозчик и пассажир

1. Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
2. Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 78-ФЗ.

Комментарий к статье 100 ВзК РФ

1. Настоящая статья изменена Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" в целях приведения ее в соответствие с изменениями в законодательстве о лицензировании. В частности, подчеркнуто, что не всякая деятельность в области авиации требует получения лицензии. В Постановлении Правительства РФ от 23.06.2007 N 397, которым утверждены Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, а также грузов, предусмотрено, что перевозки, осуществляемые воздушными судами государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы, не подлежат лицензированию. В совокупности с дополнением ст. 101 ВК п. 3 о коммерческих воздушных перевозках (Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации") как перевозках, осуществляемых за плату, это внесло известную неопределенность в положения гл. XV ВК.

Так, возникают вопросы о том, правомерно ли считать перевозчиком эксплуатанта, не занимающегося предпринимательской деятельностью, допустимо ли эпизодическое заключение таким эксплуатантом договоров воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, в какой форме должен заключаться такой договор и всегда ли такие отношения должны оформляться договором, применяются ли, и какие, положения настоящей главы и гл. XVII ВК к участникам таких отношений.

2. Как правило, в целях гл. XV и XVII ВК под перевозчиком понимается эксплуатант воздушного судна, имеющий статус авиационного предприятия (осуществляющий воздушные перевозки за плату и имеющий лицензию), являющийся стороной по договору воздушной перевозки. Вместе с тем существует арбитражная практика (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 20.05.2008 N 412/08), согласно которой ВК не требует, чтобы лицо, выступающее перевозчиком в отношениях с пассажирами, совпадало с эксплуатантом конкретного воздушного судна, фактически выполняющим рейс (перевозчиком было признано лицо, указанное в качестве такового в билетах, а не иное лицо, которое по договору о взаимном резервировании предоставило первому лицу во фрахт для международной перевозки воздушное судно с экипажем).

3. Представляется, что к осуществляющимся эпизодически и не носящим характера предпринимательской деятельности воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов или почты (в том числе оплачиваемым) эксплуатантами, которые не обладают статусом авиационных предприятий и соответствующими лицензиями, целесообразно применять положения о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК).

Другой комментарий к статье 100 ВзК РФ

Данная статья определяет перевозчика как эксплуатанта, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки багажа, пассажиров, грузов, почты в соответствии с условиями договора воздушной перевозки. В соответствии со ст. 61 ВК РФ под эксплуатантом понимаются гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Необходимо иметь в виду, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.