Статья 113. Воздушная перевозка опасных грузов

Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к статье 113 ВзК РФ

1. Пунктом 189 ФАП воздушных перевозок предусмотрено, что перевозка опасного груза требует особых условий перевозки воздушным транспортом. В соответствии с п. 190 названных ФАП перевозки грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются к перевозке, если они допущены к перевозке международными договорами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка таких грузов.

2. Из международных документов следует назвать прежде всего приложение 18 к Чикагской конвенции 1944 г. "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху". В названном приложении дана классификация опасных грузов. Устанавливаются ограничения на перевозку опасных грузов по воздуху, требования к их упаковке и маркировке, обязанности грузоотправителя и перевозчика. Кроме того, такие перевозки регламентируются Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc. 9284 ИКАО).

Согласно рекомендациям ООН по перевозке опасных грузов (Европейская экономическая комиссия ООН. Рекомендация N 11. Вопросы документации при международных перевозках опасных грузов. Женева, январь 1996 г.), опасные грузы делятся на следующие классы и подклассы:

Класс 1. Взрывчатые вещества и изделия.

Класс 2. Газы.

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости.

Класс 4:

Подкласс 4.1. Легковоспламеняющиеся твердые вещества.

Подкласс 4.2. Вещества, способные к самовозгоранию.

Подкласс 4.3. Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой.

Класс 5:

Подкласс 5.1. Окисляющиеся вещества.

Подкласс 5.2. Органические перекиси.

Класс 6:

Подкласс 6.1. Токсичные вещества.

Подкласс 6.2. Инфекционные вещества.

Класс 7. Радиоактивные материалы.

Класс 8. Коррозионные вещества.

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия.

Эта классификация применяется во всем мире на всех видах транспорта.

Заканчивая комментарий гл. XV, укажем на явные упущения, которые необходимо восполнить при доработке или полной переработке ВК.

Главу XV необходимо дополнить статьей "Плата за воздушную перевозку", как того требует ст. 790 ГК, в соответствии в которой в ВК должен быть установлен порядок утверждения тарифов для определения провозной платы за перевозку воздушным транспортом общего пользования (т.е. за воздушную перевозку по расписанию). В этой новой статье ВК также целесообразно определить порядок применения льгот по провозной плате и возмещения понесенных в связи с этим перевозчиком расходов за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 792 ГК требует внесения в ст. 109 ВК дополнения относительно определения сроков доставки пассажиров и багажа. Без этого дополнения невозможно полностью применить положения ст. 120 ВК "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза".

Следует заметить, что без указанных положений ст. 790 и 792 ГК носит явно преднамеренный характер и в будущем авиационным властям и законодателю следует обратить на это особое внимание для качественного обеспечения потребностей граждан в воздушных перевозках, как того требует преамбула Воздушного кодекса.

Другой комментарий к статье 113 ВзК РФ

Особое внимание при осуществлении контроля за перевозками уделяется вопросам перевозки оружия и боеприпасов.

В аэропортах, где нет органов внутренних дел на транспорте, проверка документов и осмотр оружия осуществляются уполномоченными лицами.

Осмотр оружия и оформление документов на его перевозку должны производиться в специально отведенных помещениях аэропорта, оборудованных в соответствии с требованиями Наставления по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 9 апреля 1993 г. N 170дсп "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел".

Опасный груз допускается к воздушной перевозке только с разрешения руководителей авиационных предприятий. О предъявлении опасного груза к перевозке отправитель обязан подать заявление не позднее чем через 48 часов до ввоза груза в аэропорт.

При сдаче к перевозке опасного груза отправитель обязан выполнять все требования перевозчика, относящиеся к соблюдению правил перевозки опасного груза, его упаковки, маркировки, документального оформления, а также обеспечения безопасности перевозки, предусмотренные специальными правилами перевозки опасного груза.

Отправитель обязан предоставить перевозчику необходимые для безопасной перевозки опасного груза крепежные и пожарные средства, нейтрализующие материалы и т.п.

Тара (упаковка) опасного груза должна соответствовать требованиям, установленным действующими стандартами и правилами перевозки опасного груза. Совместная упаковка в одну тару опасного груза с каким-либо грузом запрещается.

Места (ящики, барабаны, баллоны и др.) с ядовитыми веществами, сжатыми и сжиженными газами отправитель обязан пломбировать. Сверху и на одной из сторон упаковки каждого места отправитель обязан наклеить ярлык специальной маркировки.

В грузовой накладной отправитель обязан указать категорию опасности груза, а в случаях, указанных в специальных правилах, представить разрешение на перевозку.

При предъявлении к перевозке груза, не указанного в перечне опасных грузов, но наименование которого вызывает сомнение в возможности приема его к перевозке на общих условиях, отправитель обязан представить перевозчику подписанное руководителем предприятия описание характера груза и его свойств с подтверждением того, что груз к числу опасных не относится.

Взвешивание особо опасного груза при приеме к перевозке и при выдаче его перевозчиком не производится. Ответственность за точное указание массы возлагается полностью на отправителя. Перевозчик имеет право в присутствии отправителя выборочно проверить массу отдельных мест. При выявлении отклонения фактической массы отдельных мест от массы, указанной отправителем на маркировке, весь груз данной партии к перевозке не принимается.

При обнаружении неисправности груза во время перевозки, а также несоответствия тары или упаковки перевозчик имеет право снять опасный груз с воздушного судна и для устранения неисправностей вызвать представителя отправителя или получателя, который обязан устранить неисправность своими средствами.

Перевозка опасного груза производится прямыми рейсами, без перегрузок. Прием к перевозке опасного груза с перегрузками в промежуточных аэропортах категорически запрещается.

Отправитель опасного груза обязан известить получателя об отправке груза, а также о времени его прибытия.

Получатель особо опасного груза должен прибыть для получения груза в аэропорт ко времени, указанному перевозчиком. Груз выдается получателю немедленно после разгрузки воздушного судна, без завоза его в складские помещения и без взвешивания.

При повреждении упаковки груз выдается получателю также без взвешивания. Проверка массы груза в этом случае производится на складе получателя в присутствии представителя перевозчика. Представитель перевозчика должен сопровождать поврежденный груз до склада получателя, принять участие во взвешивании и подписать акт о состоянии упаковки и массе груза.

В случае невывоза груза в установленный срок руководитель авиационного предприятия обязан обратиться в местные органы власти за содействием в немедленном получении опасного груза получателем.