Статья 116. Общие принципы ответственности

1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
3. Перевозчик, пассажир, грузоотправитель и грузополучатель за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 116 ВзК РФ

1. Вопросы гражданско-правовой ответственности отражены, прежде всего, в гл. 59 ГК "Обязательства вследствие причинения вреда". Основным документом международного права является Варшавская конвенция 1929 г., в которой ответственность перевозчика за причиненный вред регулируется положениями гл. III. Кроме того, дополнительная ответственность перевозчика может быть указана в договорах воздушной перевозки, как это предусмотрено в ст. 123 ВК.

2. Указаны два обстоятельства, исключающие ответственность перевозчика за причиненный клиентам вред: непреодолимая сила (форс-мажор), когда лицо не может ни предвидеть, ни предотвратить происходящее; умысел потерпевшего, повлекший за собой вред для него. Ответственность перевозчика, в отличие от общегражданских норм, устанавливающих освобождение от ответственности лица, доказавшего, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК), наступает и в случае отсутствия его вины, так как в силу ст. 1079 ГК воздушное судно относится к источникам повышенной опасности. Это положение корреспондирует и со ст. 20 и 21 Варшавской конвенции 1929 г.

3. Каждая сторона договора воздушной перевозки отвечает за свое нарушение публично-правовых норм законов и подзаконных актов государства и его субъектов самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством. Нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем перечисленных правил служит основанием для расторжения перевозчиком в одностороннем порядке договора воздушной перевозки (ст. 107 ВК).

Другой комментарий к статье 116 ВзК РФ

Комментируемой статьей устанавливаются общие принципы ответственности. Так, перевозчик несет ответственность перед пассажирами воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В статье 793 ГК РФ закреплены наиболее общие положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Объем и основания ответственности перевозчика установлены непосредственно в ГК РФ, а также в транспортных уставах и кодексах. ГК РФ допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако по общему правилу нельзя договориться об устранении ответственности либо о ее ограничении. Изъятие допускается только применительно к перевозке груза и в случае, если возможность такого соглашения предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перевозки пассажира и багажа. Согласно ст. 123 ВК РФ перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК РФ или международными договорами Российской Федерации. Аналогично может решаться данный вопрос и применительно к перевозкам грузов другими видами транспорта.

В пункте 1 ст. 794 ГК РФ предусмотрена взаимная ответственность участников обязательства за неподачу под погрузку транспортных средств и их неиспользование. Объем и основания ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств, а отправителя - за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.

Ответственность за невыполнение обязательства по подаче транспортных средств и их использованию может быть установлена соглашением сторон. При этом действует общее правило о невозможности соглашения сторон об устранении или ограничении ответственности перевозчика (ст. 793 ГК РФ).

Установленный ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, постановлениями Правительства СССР и Российской Федерации штраф является исключительной неустойкой (ст. 394 ГК РФ). В пункте 2 статьи 794 дан перечень оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств и непредъявление груза к перевозке, применимых к отношениям перевозчика и грузоотправителя на всех видах транспорта. Освобождают от ответственности: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ст. 202 ГК РФ). Для освобождения от ответственности перевозчика или отправителя по данной причине необходимо, чтобы обстоятельство, на которое ссылается сторона как на явление непреодолимой силы, было чрезвычайным и непредотвратимым при конкретных условиях. Основанием для освобождения от ответственности являются также военные действия.

Перевозчик и грузоотправитель могут быть освобождены от ответственности в случае прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. На воздушном транспорте данный порядок предусмотрен статьей 39 ВК РФ.

В качестве принципа ответственности комментируемая статья устанавливает обязанность возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если вред возник не вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Пункт 3 комментируемой статьи говорит о том, что в случае нарушения перевозчиком, пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил они также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.