Статья 15. Структура воздушного пространства

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 15 ВзК РФ

1. В подпункте 53 п. 2 ФП ИВП структура воздушного пространства определяется как "совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальных плоскостях элементов воздушного пространства, предназначенных для организации использования воздушного пространства".

Структура воздушного пространства устанавливается, прежде всего, для безопасного и, по мере возможности, его эффективного использования в повседневной деятельности.

Структура воздушного пространства неразрывно связана с наземной инфраструктурой объектов, в которых осуществляется деятельность в воздушном пространстве: аэродромов, полигонов, стационарных участков дислокации противолавинных и противоградовых установок, площадей взрывных работ и т.п.

Каждый элемент структуры воздушного пространства имеет свое функциональное предназначение.

2. Основными элементами структуры воздушного пространства являются зоны и районы ЕС ОрВД. На протяжении многих лет в СССР и России такие зоны и районы утверждались совместным приказом Министра обороны и руководителя ведомства гражданской авиации (Министерство гражданской авиации СССР, Министерство транспорта РФ, Федеральная авиационная служба, Федеральная служба воздушного транспорта и др.). В соответствии с п. 5.2.53.8 Положения о Минтрансе России такое право было предоставлено этому Министерству. Районы ЕС ОрВД, расположенные за пределами воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации (как правило, многосторонними) в порядке, определяемом п. 2.1.2 приложения 11 к Чикагской конвенции 1944 г., и публикуются в Европейском и Азиатском аэронавигационных планах ИКАО.

3. Маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и т.п.) устанавливаются с целью выполнения регулярных пассажирских и грузовых воздушных перевозок с учетом интересов всех пользователей воздушным пространством. Порядок разработки воздушных трасс и местных воздушных линий определяется п. 24 ФП ИВП. Воздушные трассы и местные воздушные линии устанавливаются на основании предложений, разрабатываемых заинтересованными пользователями воздушного пространства (авиаперевозчиками) и публикуются в перечне воздушных трасс Российской Федерации и перечнях местных воздушных линий, утверждаемых Минтрансом России (п. 5.2.53.8 Положения о Минтрансе России). Технические параметры (ширина, эшелоны (высоты) полета) воздушных трасс и местных воздушных линий, а также порядок их оборудования средствами навигации и обслуживания воздушного движения устанавливаются в соответствии с п. 24 ФП ИВП.

4. Районы аэродромов и аэроузлов устанавливаются в соответствии с п. 23 ФП ИВП с целью наиболее эффективного и безопасного выполнения регулярных полетов. Размеры и конфигурация воздушного пространства, выделяемого для района аэродрома, зависят от типов воздушных судов, постоянно базирующихся на этом аэродроме, и их назначения. Районы аэродромов, где организация и обслуживание воздушного движения (управления полетами) требуют взаимного согласования и координирования, могут объединяться в аэроузлы.

5. Специальные зоны полетов устанавливаются в соответствии с п. 34 ФП ИВП для выполнения отдельных видов полетов (отработка техники пилотирования, испытания авиационной техники, полеты на малых и предельно малых высотах, на скоростях, превышающих скорость звука, дозаправка топливом в воздухе). Такие зоны устанавливаются, как правило, над малонаселенной местностью, на значительном удалении от крупных населенных пунктов, заповедников, памятников архитектуры и других объектов, которым может быть причинен вред от воздействия авиационных шумов, топлива и других последствий авиационной деятельности.

6. Специальные маршруты полетов устанавливаются в соответствии с п. 25 ФП ИВП для выполнения полетов вне воздушных трасс и местных воздушных линий с таким расчетом, чтобы эти полеты производились на безопасном удалении от других элементов структуры воздушного пространства и иных маршрутов полетов. Ширина специальных маршрутов и необходимые расстояния между маршрутами и воздушными трассами определяются в соответствии с п. 26, 27 и 28 ФП ИВП.

7. Запретные зоны и зоны ограничений устанавливаются в соответствии с п. 35 ФП ИВП, как правило, для обеспечения безопасности и (или) нормального функционирования объектов, расположенных на земле (под землей), от возможного вредного воздействия авиационной и иной деятельности, связанной с использованием воздушного пространства. Одной из таких зон является запретная зона, установленная над г. Москва. В соответствии с п. 36 ФП ИВП использование воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничений запрещено, за исключением: использования воздушного пространства организациями, в чьих интересах установлены такие зоны; полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства; проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При необходимости использования воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничений заинтересованные пользователи воздушного пространства обязаны получить специальное разрешение от государственного органа, установившего соответствующую зону. Данные о запретных зонах и зонах ограничений публикуются в документах аэронавигационной информации.

8. Статья 15 ВК связывает понятие "опасные зоны" с районами полигонов, взрывных работ и другими подобными объектами. Пункт 37 ФП ИВП определяет, что опасные зоны устанавливаются для обеспечения безопасного использования воздушного пространства в районах стрельб, пуска и падения ракет, а также их отдельных частей. В действительности же опасные зоны не устанавливаются, а объявляются в воздушном пространстве над открытым морем в соответствии с подп. "b" п. 1 ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву. Статья 87 Конвенции ООН по морскому праву определяет принцип свободы полетов и мореплавания за пределами суверенных территорий государств. Ни одно государство не имеет права запретить или ограничить для других государств какую-либо деятельность, связанную с использованием воздушного пространства над открытым морем, но обязывает в соответствии с п. 2 ст. 8 этой Конвенции извещать о такой деятельности, если она может представлять угрозу безопасности полетов и мореплавания. Для полигонов и мест проведения взрывных работ, расположенных на территории Российской Федерации, действуют правила установления соответствующих районов, предусмотренные п. 38 ФП ИВП.

9. Другие элементы структуры воздушного пространства (районы) устанавливаются в соответствии с п. 38 ФП ИВП для проведения стрельб, пусков ракет, бомбометаний, взрывных работ, противоградовых стрельб, деятельности, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения. К сожалению, ФП ИВП не устанавливает порядок утверждения районов полигонов, взрывных работ и противоградовых стрельб. Однако, руководствуясь нормами п. 2 ст. 12 ВК и п. 5.3.4 Положения о Росаэронавигации, можно установить, что эта служба наделена такими полномочиями. В соответствии с п. 39 ФП ИВП для проведения отдельных видов авиационных работ решением органов ЕС ОрВД могут устанавливаться постоянные районы авиационных работ. Для упрощения формальностей при использовании воздушного пространства п. 40 ФП ИВП предусматривает установление специальных районов, где могут выполняться полеты без получения разрешения органов ЕС ОрВД.

Другой комментарий к статье 15 ВзК РФ

В соответствии с комментируемой статьей и Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

1) зоны и районы ЕС ОрВД <22>;

--------------------------------
<22> Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 8 ноября 2006 г. N 72 утвержден Перечень зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

2) воздушное пространство приграничной полосы;

3) районы аэродромов и аэроузлов;

4) воздушные трассы и местные воздушные линии;

5) маршруты полетов воздушных судов;

6) спрямленные воздушные трассы;

7) воздушные коридоры пролета государственной границы Российской Федерации;

8) коридоры входа (выхода) на воздушные трассы;

9) специальные зоны полетов воздушных судов (зоны отработки техники пилотирования (пилотажные зоны), зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, зоны полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, зоны полетов воздушных судов с переменным профилем и т.п.);

10) запретные зоны;

11) зоны ограничений полетов;

12) опасные зоны (районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей);

13) районы полигонов;

14) районы взрывных работ;

15) районы противоградовых стрельб;

16) районы авиационных работ;

17) специальные районы;

18) другие специальные элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.

Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам, высотам, указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Воздушное пространство делится на нижнее и верхнее. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является высота 8100 м, которая относится к верхнему воздушному пространству.

По высоте выполнения полетов воздушное пространство классифицируется:

а) на предельно малые высоты - от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

б) на малые высоты - свыше 200 до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

в) на средние высоты - свыше 1000 до 4000 м включительно;

г) на большие высоты - свыше 4000 до 12000 м (до тропопаузы) включительно;

д) на стратосферу - свыше 12000 м (выше тропопаузы).

Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, делится на зоны и районы ЕС ОрВД.

Структура воздушного пространства зоны ЕС ОрВД устанавливается инструкцией по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждаемой главнокомандующим ВВС.

В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации вдоль ее Государственной границы устанавливается приграничная полоса шириной 25 км с особым режимом ее использования.

В воздушном пространстве вдоль Государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане приграничная полоса не устанавливается.

Для выполнения полетов воздушных судов с аэродрома устанавливается район аэродрома. Границы района аэродрома (независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении он находится) по представлению старшего авиационного начальника аэродрома утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэродрома.

Правила полетов в районе аэродрома (аэроузла) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.

Районы аэродромов, на которых организация и обслуживание воздушного движения (управление полетами) требуют взаимного согласования и координирования, могут по решению командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) объединяться в аэроузлы.

Границы района аэроузла утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэроузла. Границы районов аэродромов, входящих в аэроузел, могут не устанавливаться.