Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее; 2) государственные воздушные суда. (Пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ.1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. (Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ)
1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. (Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ)
1.3. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ)
1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации. (Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ)
2. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
3. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.3.1. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Пункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ)
4. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.

5. Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации;продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации;
нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.

6. При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.

7. Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
8. За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ.
9. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

10. В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Комментарий к статье 33 ВзК РФ

1. Требования о необходимости и порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов вытекают из положений гл. III Чикагской конвенции 1944 г. "Национальность воздушных судов". Действие же ст. 33 ВК распространяется на все виды авиации.

Нормы п. 1 - 3 ст. 33 ВК устанавливают общие принципы и виды государственной регистрации и государственного учета воздушных судов, а также определяют уполномоченные органы, выполняющие эти функции.

Государственная регистрация воздушных судов необходима для документального подтверждения их принадлежности Российской Федерации и вытекающих из этого обязательств собственника, эксплуатанта и Российской Федерации как государства регистрации в соответствии с требованиями отечественного воздушного законодательства и международных договоров РФ (в первую очередь Чикагской конвенции). Что касается воздушных судов государственной авиации, то государственная регистрация прежде всего является актом установления исключительной юрисдикции Российской Федерации в отношении указанных воздушных судов.

Нормы п. 1 - 3 комментируемой статьи ВК предусматривают возможность установления указанными в них уполномоченными органами особого порядка государственной регистрации и государственного учета сверхлегких воздушных судов гражданской авиации и воздушных судов экспериментальной авиации. Это связано с различиями в нормах, регламентирующих обеспечение летной годности и правила полетов этих воздушных судов (см. комментарии к ст. 36, 37, 61, 66, 67 ВК).

В гражданской авиации согласно Чикагской конвенции 1944 г. надлежащая регистрация воздушного судна служит фундаментальной основой международных авиационных перевозок. Дополнительные подробности относительно регистрации и опознавательных знаков воздушных судов гражданской авиации содержатся в приложении 7 к Чикагской конвенции 1944 г. Каждое воздушное судно должно быть зарегистрировано в одном из государств, и каждое государство должно вести реестр гражданских воздушных судов. Ни одно воздушное судно не может иметь действительной регистрации более чем в одном государстве, но возможна перемена регистрации от одного государства к другому. Государство регистрации каждого воздушного судна, внесенного в государственный реестр, берет на себя обязательства по обеспечению безопасной эксплуатации этого воздушного судна.

Согласно ст. 19 Чикагской конвенции 1944 г., регистрация или ее перемена должны осуществляться всеми Договаривающимися Государствами в соответствии с их законами, нормами и правилами. Таким образом, государство должно обеспечить принятие подробных норм и правил, регламентирующих все аспекты государственной регистрации, включая такие, как обязательность регистрации, принятые в государстве процедуры регистрации, представляемые сведения, порядок размещения и постоянного нахождения свидетельства о регистрации на борту, порядок взимания платежей (если необходимо) и порядок полного отражения в государственном реестре всей информации, вносимой в свидетельства о регистрации воздушных судов.

Полеты незарегистрированных (неучтенных) воздушных судов не допускаются. Воздушные суда, не предназначенные для полетов (используемые, например, как памятники, учебные пособия), государственной регистрации (государственному учету) не подлежат. Особый порядок учета принимается для сверхлегких воздушных судов гражданской авиации общего назначения, метеорологических шаров-зондов и беспилотных неуправляемых аэростатов.

Воздушные суда по признаку государственной регистрации и государственного учета уполномоченным органом подразделяются на воздушные суда гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Для целей государственного регулирования использования воздушных судов уполномоченные органы в соответствующем виде авиации могут устанавливать другие виды классификации воздушных судов, что предусматривается федеральными авиационными правилами. При этом важно понимать, что отнесение к определенному виду авиации определяется не техническими особенностями воздушного судна, а его планируемым использованием (будущими задачами) и соответственно системой государственного регулирования и надзора при таком использовании. Закрепление (перезакрепление) в соответствующей системе регулирования и надзора осуществляется актом государственной регистрации (учета) воздушного судна. Например, учебно-боевой самолет Л-29, снятый с вооружения и исключенный из реестра государственных воздушных судов, может стать собственностью пилота-любителя, что должно быть зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов. И наоборот, гражданский Ил-76 может быть передан в государственную авиацию в качестве военно-транспортного самолета или в экспериментальную авиацию в качестве летающей лаборатории с соответствующим изменением государственной регистрации (учета).

Необходимо также указать на явную оплошность законодателя, который неправомерно обусловил в п. 1 комментируемой статьи ВК возможность регистрации воздушного судна (видимо, имеются в виду воздушные суда российского производства): ".в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.". Дело в том, что если иностранное государство пойдет навстречу собственнику воздушного судна из Российской Федерации и примет решение о регистрации этого судна в своем реестре, то воздушное судно приобретет национальность иностранного государства регистрации, которое получит вместе с этим всю полноту прав и обязанностей в отношении летной годности воздушного судна. Следовательно, попытка российского законодателя ставить условия такому иностранному государству регистрации юридически несостоятельна. Это положение, кроме того, противоречит положению ст. 19 Чикагской конвенции 1944 г.

2. Согласно норме п. 4 ст. 33 ВК, любое зарегистрированное или учтенное в Российской Федерации воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации, а сама Российской Федерации обретает права и обязанности государства регистрации согласно международным договорам России.

3. Нормы п. 5 и 6 ст. 33 ВК определяют порядок исключения воздушных судов из Государственного реестра гражданской авиации. Необходимость таких отдельных норм для гражданской авиации связана со свободным гражданским оборотом воздушных судов гражданской авиации (чего не может быть в государственной авиации). Вместе с тем законодатель явно упустил то обстоятельство, что в экспериментальной авиации правовой режим, касающийся экспериментальных воздушных судов, практически аналогичен, но подобных специальных норм в комментируемой статье нет.

Подробно нормы п. 5 и 6 ст. 33 раскрываются в Правилах государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 02.07.2007 N 85).

4. Предусмотренные нормой п. 7 ст. 33 ВК Правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов являются частью системы федеральных авиационных правил Российской Федерации и разрабатываются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.03.1998 N 360.

В гражданской авиации действуют Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 02.07.2007 N 85).

В экспериментальной авиации государственный учет воздушных судов регламентируется Федеральными авиационными правилами государственного учета и оформления удостоверений о годности к полетам экспериментальных воздушных судов (утверждены Приказом Генерального директора Росавиакосмоса от 22.12.1999 N 415).

В государственной авиации для этих целей Приказом Минобороны России от 28.11.2002 N 460 приняты Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, которые устанавливают порядок государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации. Правила обязательны для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих подразделения государственной авиации. Такая норма связана с тем, что в состав государственной авиации, кроме собственно военной авиации, находящейся в ведении Минобороны России, входят авиационные подразделения МВД России, МЧС России, авиация ФСБ России и др. Однако единым уполномоченным органом в области государственной авиации определено Минобороны России, что и нашло отражение в Правилах государственной регистрации воздушных судов.

Государственную регистрацию государственных воздушных судов Минобороны России осуществляет Главное командование Военно-воздушными силами. Государственную регистрацию государственных воздушных судов других министерств и ведомств проводят федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации, а при отсутствии в таких федеральных органах служб государственной регистрации она ведется в других федеральных органах исполнительной власти на основании заключенных соглашений. С момента занесения государственного воздушного судна в реестр все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в иных реестрах (системах учета) воздушных судов, утрачивают силу.

Государственная регистрация государственного воздушного судна осуществляется после принятия государственного воздушного судна на вооружение или ввода его в эксплуатацию в эксплуатирующей организации. Свидетельство о государственной регистрации выдается на весь календарный срок эксплуатации государственного воздушного судна. Документы, необходимые для внесения государственного воздушного судна в реестр, готовит организация, использующая государственное воздушное судно.

При передаче государственного воздушного судна из одной организации в другую в специальном разделе свидетельства о государственной регистрации органом государственной регистрации вносятся соответствующие изменения.

Исключение государственного воздушного судна из Государственного реестра орган государственной регистрации осуществляет на основании документов, подтверждающих списание или снятие государственного воздушного судна с вооружения, его продажу или иную передачу в установленном законодательством порядке лицу, не являющемуся субъектом государственной авиации РФ.

5. В соответствии с п. 8 ст. 33 ВК за государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина, установленная НК РФ в размерах: для воздушных судов 1 класса - 2000 рублей; 2 и 3 классов - 1500 рублей; 4 класса - 1000 рублей. Уместно отметить, что указанная классификация в ВК, к сожалению, отсутствует.

6. Нормы п. 9 и 10 ст. 33 ВК затрагивают наиболее сложный аспект государственной регистрации воздушных судов - государственную регистрацию вещных прав. Норма п. 9 отделяет государственную регистрацию вещных прав на воздушное судно от его государственной регистрации для допуска к полетам и обращается к гражданскому законодательству (ст. 131 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 130 ГК воздушные суда по непонятным основаниям отнесены к объектам недвижимости. В статье 131 ГК РФ сказано, что порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации установлены Законом о регистрации прав на недвижимость. Однако в ст. 4 данного Закона оговорено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, в вопросе регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними имеет место правовой вакуум. Законодатель планировал выпустить специальный закон для регулирования отношений в рассматриваемой области, но до настоящего времени проект такого закона находится в стадии разработки.

Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не является регистрацией права собственности, что особо оговорено в п. 5 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ.

В соответствии с нормой п. 10 ст. 33 ВК в Государственный реестр гражданских воздушных судов подлежат включению также сведения о залоге воздушных судов. С учетом сказанного выше регистрация залога в этом Реестре правового значения также не имеет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение вещного права на воздушное судно в настоящее время не может быть обусловлено государственной регистрацией воздушного судна в Государственном реестре, несмотря на требование п. 1 ст. 131 ГК РФ, поскольку порядок регистрации вещных прав на воздушные суда не установлен и ни один государственный орган не наделен полномочиями на проведение такой регистрации.

Широко распространенные в гражданской авиации договоры аренды воздушных судов без должного основания исключены законодателем из перечня сделок, подлежащих государственной регистрации. В целом ситуация с регистрацией сделок с воздушными судами полностью аналогична ситуации с регистрацией вещных прав на сами воздушные суда. Такая регистрация также не осуществляется вследствие отсутствия правовой базы.

7. Важной нормой, не внесенной в ст. 33, но нашедшей отражение в Правилах государственной регистрации гражданских воздушных судов, является удостоверение летной годности после государственной регистрации воздушного судна. Ранее Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов (Приказ Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110) предусматривалась регистрация воздушного судна только при наличии действующего удостоверения о годности воздушного судна к полетам, что противоречило здравому смыслу и международной практике.

Дело в том, что национальная принадлежность воздушного судна возникает только после акта его государственной регистрации, а следовательно, деятельность государственных органов по инспектированию летной годности воздушного судна с сопутствующими тратами бюджетных средств возможна только после приобретения воздушным судном российской национальной принадлежности.

8. Интересна позиция Счетной палаты РФ, приведенная в сводном отчете о результатах контрольного мероприятия "Комплексная проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку предприятий авиационной промышленности в период с 2000 по 2005 год, а также состояния и перспектив развития гражданской авиации Российской Федерации" (Бюллетень Счетной палаты РФ. 2007. N 10):

"Статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.

Однако статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрена регистрация соответствующим уполномоченным органом только воздушных судов на основании Правил государственной регистрации и государственного учета воздушных судов. Имеется несоответствие между статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации", согласно которой государственной регистрации подлежит авиационная техника (самолеты, вертолеты, бортовое оборудование, агрегаты, двигатели, авионика и т.д.) и права на нее, и статьей 33 Воздушного кодекса, предусматривающей государственную регистрацию только воздушных судов.

Приказом Минтранса России от 14 декабря 2004 года N 44 "Об отмене актов Министерства транспорта Российской Федерации" был признан утратившим силу Приказ Минтранса России от 12 октября 1995 года N ДВ-110 "Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации", и по состоянию на январь 2007 года правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации Минтрансом России не приняты. Таким образом, в течение 2005 - 2006 годов Ространснадзором осуществлялась государственная регистрация гражданских воздушных судов при отсутствии утвержденных правил.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные суда. Статьей 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что указанный Закон не регламентирует регистрацию прав на воздушные суда.

По состоянию на март 2007 года федеральный закон, регламентирующий порядок государственной регистрации прав на воздушные суда, а также морские суда и космические объекты, отсутствует.

Введение государственной регистрации авиационной техники (в том числе бортового оборудования и агрегатов, двигателей, авионики и т.д.) могло бы создать организационно-правовые условия, препятствующие проникновению на рынок контрафактных авиационных изделий и деталей".

В этой позиции, кроме упоминавшихся выше правовых проблем регистрации вещных прав на воздушные суда, возникает еще одна проблема, связанная с предложением проводить регистрацию, кроме воздушных судов и других видов авиатехники (".в том числе бортового оборудования и агрегатов, двигателей, авионики и т.д."). Такой подход может еще больше осложнить ситуацию в рассматриваемой области.

Другой комментарий к статье 33 ВзК РФ

Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации - документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и международных соглашений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранным законодательством воздушные суда должны регистрироваться в специальных реестрах воздушных судов. В соответствии с комментируемой статьей гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а экспериментальные воздушные суда учитываются с выдачей соответствующих документов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности. Подобным образом регистрируются (учитываются) воздушные суда в большинстве иностранных государств.

Зарегистрированное в Российской Федерации воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации. Равным образом приобретают национальную принадлежность воздушные суда и в иностранных государствах.

Воздушные суда - единственный вид судов, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ в качестве объектов недвижимости, в отношении которых сохраняется правовой вакуум в вопросе регистрации прав на них. Это привело к значительным сложностям в деятельности лиц, владеющих воздушными судами, и в их отношениях с контрагентами.

В комментируемой статье указано, что государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на воздушные суда, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

В статье 131 ГК РФ сказано, что порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Таким законом является Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Однако в ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, в вопросе регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними подтверждается правовой вакуум. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи.

Имеющиеся Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В пункте 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.

Согласно названным Правилам и сложившейся практике внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников. Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.

Интересно, что в соответствии с п. 10 ст. 33 ВК РФ в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ подлежат включению также сведения о залоге воздушных судов. По смыслу указанной нормы регистрация залога в этом реестре правового значения не имеет. Однако ее информационная ценность для заинтересованных лиц очевидна. Из всего сказанного можно сделать вывод, что возникновение права собственности, другого вещного права на воздушное судно в настоящее время не может быть обусловлено государственной регистрацией соответствующего права, несмотря на требование п. 1 ст. 131 ГК РФ, поскольку порядок регистрации прав не установлен и ни один государственный орган не наделен полномочиями по осуществлению такой регистрации.

Представляется, что до создания системы регистрации прав на воздушные суда в отношении этого вида недвижимости следует применять п. 1 ст. 223 ГК РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, а не с момента государственной регистрации, как это предусмотрено п. 2 ст. 223 ГК РФ.

Распространенные в гражданской авиации договоры аренды воздушных судов исключены законодателем из перечня сделок, подлежащих государственной регистрации.

В целом ситуация с регистрацией сделок с воздушными судами в настоящее время полностью аналогична ситуации с регистрацией прав на данные объекты - в Российской Федерации она пока не осуществляется вследствие отсутствия нормативной правовой базы.

В соответствии с комментируемой статьей, пунктом 1 Указа Президента РФ от 8 августа 1998 г. N 938 "О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации" <42> и Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" <43> для осуществления государственной регистрации государственных воздушных судов Приказом Министерства обороны РФ от 28 ноября 2002 г. N 460 утверждены Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, которые устанавливают общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, их учета в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации (далее - Реестр) по утвержденной форме. Правила являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих подразделения государственной авиации.

--------------------------------
<42> СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 3960.
<43> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1593; 2000. N 17. Ст. 1875.

Государственной регистрации подлежат все гражданские воздушные суда, не состоящие в государственных реестрах других государств, эксплуатантами которых являются физические или юридические лица Российской Федерации. Также регистрации подлежат все гражданские воздушные суда как отечественного, так и зарубежного производства, имеющие сертификат (аттестат) летной годности и допущенные к полетам в гражданской авиации.

Не подлежат государственной регистрации метеорологические шары-зонды.

Беспилотные летательные аппараты и привязные аэростаты подлежат пономерному учету.

Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил РФ осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил).

Государственную регистрацию государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.

Государственная регистрация государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций, не имеющих органа государственной регистрации, осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти и организаций на основании заключенных соглашений.

Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Реестре с выдачей Свидетельства о государственной регистрации государственного воздушного судна (далее - Свидетельство о регистрации) по утвержденной форме.

С момента занесения государственного воздушного судна в Реестр все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в иных реестрах воздушных судов, считаются недействительными.

Равным образом признается недействительным занесение государственного воздушного судна в реестр другого государства, если оно не исключено в установленном порядке из Реестра.

Государственное воздушное судно, занесенное в Реестр и имеющее Свидетельство о регистрации, допускается к полетам в установленном порядке.

Для занесения воздушного судна в Государственный реестр эксплуатант после оценки технического состояния воздушного судна представляет в Главную инспекцию следующие документы:

- документы или их нотариально заверенные копии, подтверждающие права собственности на воздушное судно (договор купли-продажи, платежные поручения и т.п.);

- заявление о регистрации воздушного судна;

- сертификат летной годности экземпляра;

- приемо-сдаточный акт воздушного судна;

- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам с заключением главного инженера регионального управления воздушного транспорта о технической исправности воздушного судна и его пригодности к эксплуатации. Подпись главного инженера скрепляется печатью регионального управления.

В случае, когда собственником и эксплуатантом воздушного судна являются разные физические или юридические лица, помимо указанных выше документов должен быть представлен договор аренды (лизинга, совместной деятельности, совместной эксплуатации и т.п.) между собственником и эксплуатантом. При получении гражданских воздушных судов производства заводов СССР, СЭВ, СНГ и однотипных с ними, изготовленных по заказу Минобороны, а также бывших в эксплуатации в других ведомствах и государствах, для их регистрации эксплуатант должен представить дополнительные документы, оформленные в установленном Департаментом воздушного транспорта порядке. Главная инспекция вправе потребовать от заявителя другие документы, касающиеся технического состояния воздушного судна или права собственности на воздушное судно.

На основании представленных документов Главная инспекция заносит воздушное судно в Государственный реестр и выдает Свидетельство о регистрации, подписанное начальником (заместителем начальника) Главной инспекции. Подпись скрепляется гербовой печатью Департамента воздушного транспорта. Каждому воздушному судну при занесении в Государственный реестр Главной инспекцией присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые заносятся в Свидетельство о регистрации и наносятся на соответствующие части воздушного судна. При изменении собственника или эксплуатанта воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации воздушного судна делается соответствующая запись, для чего в Главную инспекцию представляются следующие документы:

- заявление о внесении изменений в Свидетельство о регистрации с обоснованием причины замены;

- копии договора купли-продажи воздушного судна, платежных поручений, иных документов, подтверждающих право собственности физического или юридического лица на воздушное судно (в случае если причиной замены Свидетельства является изменение собственника);

- копию приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна новому лицу (в случае, когда причиной замены Свидетельства является изменение эксплуатанта);

- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;

- копию договора аренды (лизинга) воздушного судна между собственником и эксплуатантом, если физическое или юридическое лицо не является одновременно собственником и эксплуатантом ВС.

При изменении назначения воздушного судна, после его переоборудования эксплуатант обязан представить документы для замены Свидетельства о регистрации:

- заявление о замене Свидетельства о регистрации;

- акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;

- документ на право переоборудования воздушного судна, утвержденный Департаментом воздушного транспорта;

- акт проведенных работ по переоборудованию воздушного судна.

В случае непреднамеренной порчи Свидетельства о регистрации оно подлежит замене, для чего необходимо представить заявление о замене Свидетельства и акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна. При утере Свидетельства о регистрации либо его хищении эксплуатация воздушного судна немедленно прекращается до получения дубликата Свидетельства, который выдается Главной инспекцией после представления эксплуатантом документов с приложением материалов служебного расследования фактов утери или хищения Свидетельства. Во всех случаях, требующих внесения изменений в Свидетельство о регистрации либо его замены, а также при аннулировании у эксплуатирующей организации Свидетельства эксплуатанта, предусмотренного Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов воздушного транспорта, Свидетельство о регистрации теряет силу и в 10-дневный срок подлежит возврату в Главную инспекцию через региональное управление воздушного транспорта без передачи его новому собственнику или эксплуатанту.

Аналогично в указанный выше срок направляются в Главную инспекцию Свидетельства о регистрации, по каким-либо причинам признанные Департаментом воздушного транспорта утратившими силу. Свидетельство о регистрации с полностью заполненным разделом "Отметки о передаче воздушного судна" при очередной замене ни собственнику, ни эксплуатанту не выдается, а оставляется для хранения в деле воздушного судна вместе с другими регистрационными документами. Акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна является судовым документом и не может удостоверять право собственности юридического или физического лица на воздушное судно.

Без Свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна полеты разрешаются только в следующих случаях:

- при перегонке воздушного судна (ВС) с завода-изготовителя до занесения его в Государственный реестр. В этом случае на борту ВС должен находиться сертификат летной годности на экземпляр ВС, выданный на заводе-изготовителе ВС;

- при перегонке ВС, ранее не внесенного в Государственный реестр, с авиаремонтного завода или от других ведомств к месту постоянного базирования при наличии на борту приемо-сдаточного акта, подписанного ответственными представителями передающей и принимающей сторон и заверенного печатью передающей стороны, а также задания на полет;

- при перегонке ВС, сданного в аренду (лизинг) либо проданного другому государству с исключением его из Государственного реестра Российской Федерации. В этом случае на борту ВС должен находиться экспортный сертификат о годности к полетам, выданный Главной инспекцией после изъятия постоянных судовых документов;

- при перегонке к месту базирования ВС, арендованного отечественным эксплуатантом за рубежом с исключением его из реестра страны-арендодателя. Перелет в этом случае осуществляется с экспортным сертификатом летной годности ВС, выданным полномочным органом страны-арендодателя.

Государственная регистрация государственного воздушного судна осуществляется после принятия государственного воздушного судна на вооружение или ввода его в эксплуатацию в установленном порядке. Свидетельство о регистрации выдается на весь календарный срок эксплуатации государственного воздушного судна только для целей его государственной регистрации. Подготовку документов к внесению государственного воздушного судна в Реестр осуществляет эксплуатант государственного воздушного судна, а рассмотрение представленных документов, внесение государственного воздушного судна в Реестр и выдачу Свидетельства о регистрации осуществляет соответствующий орган государственной регистрации федеральных органов исполнительной власти и организаций в установленном порядке.

На основании представленных документов орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации государственного воздушного судна, занесении его в Реестр с выдачей Свидетельства о регистрации. При изменении эксплуатанта государственного воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации органом государственной регистрации вносятся соответствующие изменения.

Для исключения государственного воздушного судна из Реестра эксплуатант государственного воздушного судна представляет в орган государственной регистрации следующие документы:

- документы или копии документов, подтверждающие списание или снятие государственного воздушного судна с вооружения, его продажу или иную передачу в установленном порядке юридическому или физическому лицу, не являющемуся эксплуатантом государственного воздушного судна;

- оригинал Свидетельства о регистрации.

На основании представленных документов орган государственной регистрации в пятидневный срок исключает государственное воздушное судно из Реестра и уведомляет Главный штаб Военно-воздушных сил о прекращении действия регистрационного номера государственного воздушного судна.

После исключения государственного воздушного судна из Реестра эксплуатантам государственного воздушного судна, представившим материалы на его исключение, направляется Свидетельство об исключении. Органы государственной регистрации направляют копию Свидетельства об исключении в Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) для снятия их с пономерного учета. Документы о государственной регистрации государственных воздушных судов, замене Свидетельства о регистрации, выдаче дубликата Свидетельства о регистрации хранятся до списания государственных воздушных судов. После списания государственного воздушного судна указанные документы уничтожаются в установленном порядке.

При продаже, сдаче в аренду (лизинг) гражданского воздушного судна другому государству с исключением его из Государственного реестра Российской Федерации и последующим нанесением на него опознавательных знаков страны-арендатора (покупателя), на период экспортной доставки воздушного судна Главной инспекцией выдается экспортный сертификат летной годности гражданского воздушного судна к полетам.

Экспортный сертификат не удостоверяет соответствие каким-либо соглашениям или договорам между государствами, не дает права на выполнение полетов в другом государстве, а только подтверждает его пригодность к полетам на момент поставки в страну эксплуатанта. После выдачи экспортного сертификата летной годности воздушного судна, изъятия Свидетельства о регистрации и постоянного сертификата летной годности на экземпляр ВС воздушное судно исключается из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, о чем заявителю выдается Свидетельство об исключении.

Для получения экспортного сертификата в Главную инспекцию необходимо представить:

- заявление о выдаче экспортного сертификата;

- копию договора (контракта) на продажу (аренду, лизинг) воздушного судна, согласованного с региональным управлением воздушного транспорта;

- документ, подтверждающий право собственности на воздушное судно (при его продаже или лизинге). В случае, когда собственников ВС более одного, прилагается документ о согласии всех совладельцев собственности на продажу (лизинг) воздушного судна. Если собственность (или ее часть) принадлежит государству - представляется разрешение (согласие) на продажу (лизинг) федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом или его регионального органа;

- согласие государственного органа гражданской авиации страны, куда экспортируется воздушное судно, на занесение его в свой государственный реестр (на русском или английском языках) и подтверждение того, что государство регистрации берет на себя ответственность за контроль летной годности воздушного судна;

- Свидетельство о регистрации и сертификат летной годности экземпляра ВС;

- соглашение.

Гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр Российской Федерации, может быть исключено из реестра в следующих случаях:

- списания или снятия воздушного судна с эксплуатации.

- продажи, аренды (лизинга) или иной передачи воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу.

Материалы на списание или снятие воздушного судна с эксплуатации представляются в Департамент воздушного транспорта в месячный срок со дня отработки ресурса или утери воздушным судном летной годности. Свидетельство о государственной регистрации списанного, переданного другому государству или снятого с эксплуатации ВС теряет свою силу и в 10-дневный срок подлежит возвращению в Главную инспекцию для погашения.

Документы по регистрации гражданских воздушных судов, замене свидетельств о регистрации, выдаче дубликатов свидетельств, экспортных сертификатов летной годности гражданских воздушных судов хранятся в Главной инспекции до списания воздушных судов, а после списания ВС документы уничтожаются в соответствии с установленным порядком.

После исключения ВС из Государственного реестра физическим и юридическим лицам, представившим материалы на исключение, направляется Свидетельство об исключении, подписанное начальником Главной инспекции (или лицом, его замещающим) и скрепленное печатью ДВТ. В региональное управление воздушного транспорта направляется информация об исключении воздушного судна из реестра. При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) на территории Российской Федерации другому эксплуатанту воздушное судно подлежит перерегистрации на нового эксплуатанта.

При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) другому государству с правом выполнения полетов с опознавательными знаками Российской Федерации воздушное судно из Государственного реестра не исключается, а эксплуатант (арендодатель) представляет в Главную инспекцию копию договора аренды (лизинга) и информацию с указанием срока пребывания воздушного судна за рубежом, о чем делается отметка в Государственном реестре.

При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) или его продаже за пределы Российской Федерации с исключением из Государственного реестра арендодатель (продавец) представляет в Главную инспекцию документы, предусмотренные для получения экспортного сертификата летной годности и Свидетельства об исключении, выдаваемых взамен Свидетельства о регистрации и сертификата летной годности экземпляра ВС на время экспортной поставки в страну арендатора. В случае, когда арендодателю в соответствии с контрактом необходимо заменить вышедшее из строя воздушное судно, находящееся в аренде, на однотипное исправное, он должен руководствоваться следующим порядком:

- замена воздушного судна на срок до 20 суток включительно производится без его перерегистрации по акту приема-передачи с оценкой технического состояния ВС и годности его к полетам;

- при замене воздушного судна на срок более 20 суток производится его перерегистрация в установленном порядке.

Во всех случаях при сдаче воздушного судна в аренду (лизинг) с исключением из Государственного реестра договор должен содержать четкие положения о том, чьи опознавательные знаки будут нанесены на воздушное судно, какая из сторон несет ответственность за обеспечение безопасности полетов и контроль за поддержанием летной годности воздушного судна.

Если в результате аренды либо лизинга собственник и эксплуатант ВС окажутся в разных государствах, необходимо приложить соглашение между полномочными органами гражданской авиации об ответственности за летную годность, организацию контроля безопасной эксплуатации ВС.

Во всех случаях передача воздушного судна в аренду (лизинг) осуществляется только с согласия его собственника. Государственная регистрация государственных воздушных судов осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденных Приказом Минобороны России от 28 ноября 2002 г. N 460. Данные Правила устанавливают общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, их учета в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации.

За государственную регистрацию гражданского воздушного судна уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества- физическим лицам - 500 рублей, организациям - 7500 рублей.