Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов

1. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается. (Пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ.

2. Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами. (Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ.

3. Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 25 октября 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 183-ФЗ.

Комментарий к статье 36 ВзК РФ

1. Действие ст. 36 ВК распространяется только на гражданскую и государственную авиацию. Предполагается, по-видимому, что воздушные суда экспериментальной авиации не предназначены для эксплуатации, а находятся на других стадиях жизненного цикла (исследования и испытания). Однако это не вполне корректно, поскольку в экспериментальной авиации могут быть и серийные (нормально эксплуатируемые) воздушные суда, занятые в обеспечении авиационных исследований, испытаний, разработок и даже используемые для коммерческих перевозок (см. комментарий ст. 23 ВК), иными словами, в комментируемой статье для экспериментальной авиации должна содержаться норма, аналогичная норме п. 3, предусмотренная для государственной авиации. Вместе с тем такая непоследовательность законодателя особых проблем не создает, поскольку в экспериментальной авиации все равно приняты правила допуска воздушных судов к полетам - Федеральные авиационные правила о порядке допуска к полетам экспериментальных воздушных судов (утверждены Приказом Генерального директора Росавиакосмоса от 22.12.1999 N 416).

2. Нормы п. 1 и 2 ст. 36 ВК регламентируют порядок допуска к эксплуатации воздушных судов гражданской авиации. Эти нормы основаны на исторически сложившейся практике контроля летной годности воздушных судов и на положениях Чикагской конвенции 1944 г., которые предусматривают в качестве обязательного условия допуска воздушного судна к полетам процедуру удостоверения летной годности судна, завершающуюся выдачей сертификата летной годности (certificate of airworthiness) конкретного экземпляра воздушного судна. В практике СССР название этого документа в официальном русском тексте Чикагской конвенции 1944 г. и в отечественных нормативных документах переводилось как "удостоверение летной годности воздушного судна", однако в последние годы и в переводы приложений к Чикагской конвенции 1944 г., и в нормативные правовые акты РФ внесены изменения, и теперь этот документ называется сертификатом летной годности.

Сертификат летной годности удостоверяет соответствие конкретного экземпляра воздушного судна утвержденной для судов этого типа так называемой типовой конструкции. В свою очередь, типовая конструкция утверждается государством, имеющим юрисдикцию в отношении организации разработчика (автора) этой конструкции, на этапах ее создания и сертификации (см. комментарий к ст. 37 ВК). В ходе такой сертификации подтверждается соответствие типовой конструкции применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды (см. комментарий к ст. 35 ВК), которое удостоверяется государством разработчика в рамках процедуры выдачи сертификата типа воздушного судна. Этот сертификат типа и сопутствующие ему подробные данные, описывающие типовую конструкцию, определяют эталон типовой конструкции, по которому периодически проверяется каждый экземпляр воздушного судна сначала при его выпуске с завода-изготовителя, а затем при периодическом инспектировании летной годности на стадии эксплуатации.

Согласно ст. 31 Чикагской конвенции 1944 г., все воздушные суда гражданской авиации, занятые в производстве полетов, должны иметь действительный сертификат летной годности, выданный или признанный действительным государством, в котором данное судно зарегистрировано. При этом в соответствии с ч. II приложения 8 к Чикагской конвенции 1944 г. могут иметь место три основные ситуации:

выдача нового сертификата летной годности при первоначальной регистрации воздушного судна данным государством (это может быть вновь изготовленное воздушное судно или судно, передаваемое из иностранного государства);

продление срока действия сертификата летной годности, выданного данным государством;

признание действительности сертификата летной годности, выданного иностранным государством на воздушное судно, подлежащее включению в Государственный реестр.

Норма п. 2 ст. 36 ВК предусматривает установление порядка выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) в федеральных авиационных правилах. Такие Федеральные авиационные правила, регламентирующие требования и процедуры сертификации экземпляра воздушного судна, приняты Приказом Министра транспорта РФ от 16.05.2003 N 132.

Выдача сертификата летной годности должна быть обусловлена внесением воздушного судна в Государственный реестр (см. комментарий к ст. 33 ВК). Она осуществляется на основании заявки на сертификацию экземпляра воздушного судна в орган по сертификации. Заявитель должен указать стандарты проектирования и нормы летной годности, согласно которым была сертифицирована типовая конструкция воздушного судна. Орган по сертификации может устанавливать специальные требования, подлежащие выполнению до выдачи сертификата летной годности. Эти требования должны быть оформлены как специальные условия и доведены до сведения заявителя.

Заявитель (владелец, как правило, будущий эксплуатант воздушного судна) отвечает за недостоверность представленных в заявке сведений.

Орган по сертификации, определяемый Росавиацией, организует проведение работ по оценке соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям, предъявляемым к летной годности и охране окружающей среды. При этом заявитель предъявляет воздушное судно для проведения работ по оценке его соответствия требованиям. Он обязан предоставить персонал и оборудование для успешного проведения указанных проверок и инспектирования, а также все учетные данные, непосредственно связанные с ранее проведенными проверками, обслуживанием, ремонтом, летными испытаниями и т.п.

Программа указанных работ предусматривает:

проверку эксплуатационной конструкторской и другой технической документации;

проведение детального осмотра конструкции, систем и оборудования воздушного судна (включая применение инструментального контроля);

проведение предусмотренного требованиями объема наземных и летных испытаний.

В рамках указанных работ удостоверяется летная годность воздушного судна, насколько это возможно установить по результатам его инспектирования, учетным записям и руководствам, а также проверяется выполнение всех применимых директив летной годности, обязательных модификаций и осмотров, предписанных государствами разработчика и регистрации воздушного судна. Полное описание выполненных работ должно быть внесено в техническую документацию эксплуатанта воздушного судна. По результатам работ оформляется заключение, в котором дается оценка соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям, и орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности экземпляра воздушного судна.

В случае признания экземпляра воздушного судна не соответствующим установленным требованиям орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения по оценке соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям.

Согласно стандартам ч. II приложения 8 к Чикагской конвенции 1944 г., сертификат летной годности возобновляется или сохраняет свою действительность в соответствии с законами государства регистрации. В Российской Федерации сертификат летной годности действует не более двух лет. Продление срока действия данного сертификата производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности воздушного судна.

Заявитель (держатель сертификата летной годности), изменивший конструкцию экземпляра воздушного судна, его компонентов или бортовой документации, извещает орган по сертификации об этих изменениях и предъявляет экземпляр воздушного судна для оценки соответствия требованиям, предъявляемым к летной годности и охране окружающей среды.

Орган по сертификации вправе приостановить действие сертификата летной годности в случае выявления несоответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям и должен известить об этом Росавиацию.

Заявитель (держатель сертификата летной годности) обязан незамедлительно информировать Росавиацию об инцидентах и авиационных происшествиях с данным экземпляром воздушного судна.

Согласно ст. 33 Чикагской конвенции 1944 г., возможна процедура признания действительности сертификата летной годности воздушного судна, выданного в другом государстве. Приложение 8 к Чикагской конвенции 1944 г. требует, чтобы при признании государством регистрации действительности сертификата летной годности, выданного другим Договаривающимся Государством, оно выдавало документ о признании, который должен перемещаться вместе с оригинальным сертификатом. Срок действия документа о признании не должен превышать срока действия оригинального сертификата. Однако при продлении срока действия сертификата может быть продлен и срок действия документа о признании либо может быть выдан другой документ о признании на срок, не превышающий срок действия оригинального сертификата.

Такие процедуры признания обычно не создают трудностей для признающего государства в случаях, когда признаваемый сертификат летной годности был выдан без ограничения срока его действия. Однако если сертификат выдан с указанием срока действия, новое государство регистрации, которое признает сертификат действительным, может, как об этом было сказано выше, выдать документ о признании только на срок действия сертификата. Таким образом, в подобных случаях новое государство регистрации должно будет выдать новый сертификат летной годности при условии удовлетворительного завершения проверок, необходимых для продления оригинального сертификата летной годности.

Когда государство регистрации признает действительным сертификат летной годности, выданный другим государством, оно своими действиями удостоверяет свою уверенность в том, что сертификат был выдан в полном соответствии с приложениями 6 и 8 к Чикагской конвенции 1944 г. Кроме того, в качестве нового государства регистрации оно тем самым принимает на себя обязанность в области обеспечения летной годности и безопасной эксплуатации экземпляра воздушного судна. Признавая вышеизложенное, новое государство регистрации должно установить процедуры признания, которые будут приближены к проверкам, необходимым для выдачи сертификата летной годности. В любом случае, если государство признает действительным сертификат летной годности, выданный другим государством, оно должно обеспечить фактическую летную годность воздушного судна.

Как можно видеть, процедуры признания действительным сертификата летной годности, выданного другим государством, имеют ряд юридических сложностей. Возможно, поэтому они пока не нашли практического применения в Российской Федерации.

3. Норма п. 3 ст. 36 ВК предусматривает разработку правил допуска к эксплуатации государственных воздушных судов Минобороны России. Такие правила, по существу, мало отличаются от правил, принятых в гражданской и экспериментальной авиации, и также предусматривают процедуру удостоверения годности воздушного судна к эксплуатации (летной годности) с документальным оформлением такого удостоверения. Основным документом при этом традиционно является формуляр воздушного судна.

Другой комментарий к статье 36 ВзК РФ

В соответствии с комментируемой статьей допуск к эксплуатации гражданских судов и государственных воздушных судов осуществляется при наличии сертификатов летной годности, выданных на основании сертификата типа и подтверждающих соответствие этих воздушных судов требованиям к летной годности гражданских судов и природоохранным требованиям.

Приказом Минтранса России от 17 апреля 2003 года N 118 утверждены Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" <47>.

--------------------------------
<47> Российская газета. 30.07.2003. N 151.

Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) авиации общего назначения" (далее - Положение) содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС и общие технические требования к ЕЭВС. Положение действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Положение обязательно для физических и юридических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности ЕЭВС.

Содержащиеся в вышеуказанных Правилах процедуры и общие технические требования применяются к следующим ЕЭВС:

а) самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;

б) планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;

в) планеры с мотором с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;

г) вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух;

д) аэростатические воздушные суда - свободные и привязные аэростаты (газонаполненные, тепловые и комбинированные) с объемом оболочки не более 3500 куб. м, с массой незагруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 450 кг и количеством людей на борту не более пяти, дирижабли с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей на борту не более двух.

Кроме того, к ЕЭВС также относятся отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности. Первым шагом является подача заявителем заявления на сертификацию ЕЭВС в орган по сертификации. Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган по сертификации в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию ЕЭВС (в случае если не в полном объеме представлена сопроводительная документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС). При положительном решении орган по сертификации поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям. Заявитель предъявляет ЕЭВС в центр по сертификации для проведения данных работ. Программа проведения данных работ разрабатывается центром по сертификации на основе требований к летной годности ЕЭВС и утверждается органом по сертификации.

Программа должна включать:

- проверку конструкторской и эксплуатационной документации;

- проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем и оборудования (включая применение инструментального контроля);

- проведение наземных и летных испытаний.

Результатом реализации программы является определение соответствия представленного заявителем ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

По результатам работ центр по сертификации оформляет заключение по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Центр по сертификации при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение (аттестат о годности к эксплуатации), которое действует до утилизации ЕЭВС. Указанные документы передаются заявителю и в орган по сертификации. После этого орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности ЕЭВС, согласовывает комплект эксплуатационной документации ЕЭВС. В случае признания ЕЭВС несоответствующим установленным требованиям к ЕЭВС орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре ССГА. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Сертификат летной годности ЕЭВС действует в течение года. Продление сертификата летной годности ЕЭВС производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности ЕЭВС. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС), осуществивший изменения конструкции ЕЭВС, его компонентов или эксплуатационной документации, должен известить орган по сертификации об этих изменениях и представить ЕЭВС для оценки соответствия. Орган по сертификации приостанавливает действие сертификата летной годности ЕЭВС в случае выявления несоответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС и извещает об этом уполномоченные органы Минтранса России. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС) предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности ЕЭВС, своевременно выполняет процедуры регистрации ЕЭВС и обеспечивает поддержание летной годности ЕЭВС путем:

а) технического обслуживания ЕЭВС в соответствии с согласованным органом по сертификации комплектом эксплуатационной документации, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации ЕЭВС;

б) незамедлительного информирования органа по сертификации, выдавшего сертификат летной годности ЕЭВС, об инцидентах и авиационных происшествиях;

в) своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.

Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС организует и проводит орган по сертификации, выдавший сертификат летной годности ЕЭВС, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю центр по сертификации. Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС осуществляется по программе, утвержденной органом по сертификации, выдавшим сертификат летной годности ЕЭВС. Плановый инспекционный контроль летной годности ЕЭВС проводится не чаще двух раз в год. При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации, а также летной годности ЕЭВС действие сертификата летной годности ЕЭВС приостанавливается и проводится внеочередной инспекционный контроль летней годности ЕЭВС. По результатам инспекционного контроля летной годности составляется акт инспекционного контроля летной годности ЕЭВС.

Экземпляр ВС соответствует требованиям летной годности, если он соответствует типовой конструкции, то есть если для данного экземпляра ВС и его документации выполняются следующие требования:

- судовые документы соответствуют требованиям Воздушного кодекса РФ и технических документов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации;

- эксплуатационная документация содержит все изменения и дополнения, которые должны быть внесены в нее своевременно и в полном объеме;

- пономерная документация соответствует требованиям к технической документации и содержит все необходимые записи;

- экземпляр ВС и каждый компонент ВС имеет остаток ресурса и срока службы, достаточные для выполнения полета; полностью укомплектован согласно перечню в пономерной документации (формуляры, бортовой журнал и др.);

- на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)", утвержденными Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 19 февраля 1999 г. N 41 <48>, и устранены все неисправности;

--------------------------------
<48> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 30.08.1999. N 34 - 35.

- на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

- в каждом компоненте экземпляра ВС выполнены все замены агрегатов, деталей и комплектующих изделий с ограниченным ресурсом или сроком службы согласно их эксплуатационной документации и техническим документам специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

- для экземпляра ВС и всех его компонентов любые запасные комплектующие изделия и части, а также оборудование соответствуют их типовой конструкции и устанавливаются в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

- сохранены основные летные характеристики экземпляра ВС, то есть их соответствие характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации, что подтверждено материалами контрольного полета, предусмотренного эксплуатационной документацией или техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации;

- экземпляр ВС в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации укомплектован средствами радиосвязи, навигационным оборудованием и соответствующей документацией, обеспечивающими полеты в заявленных условиях навигации;

- раскраска экземпляра ВС соответствует утвержденному специально уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации типу и эксплуатационной документации.

Для определения степени соответствия экземпляра ВС установленным требованиям могут использоваться (отдельно или в комбинации):

предусмотренные его эксплуатационной документацией методы, методики и технические средства, используемые для получения объективной оценки технического состояния и летной годности экземпляра ВС (или его компонента), введенные в действие установленным порядком;

контрольный полет и контрольное руление;

экспертиза документов, то есть анализ документов, представленных заявителем;

экспертная оценка, оформленная письменно соответствующим актом;

оценка аутентичности комплектующих изделий.