Статья 52. Понятие авиационного персонала

1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации. (Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 129-ФЗ.В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. (Абзац дополнительно включен с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 150-ФЗ)Абзац утратил силу с 29 октября 2012 года - Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 129-ФЗ.Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.(Абзац дополнительно включен с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 129-ФЗ)
2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

3. На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. (Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2005 года Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 20-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 253-ФЗ.

3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр. (Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)
4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в специализированной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ.

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
5) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (Подпункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 230-ФЗ)(Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2005 года Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 20-ФЗ)

Комментарий к статье 52 ВзК РФ

1. Как следует из ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, отнесение к авиационному персоналу происходит по двум критериям: по наличию специальной подготовки и сертификата (свидетельства) и по осуществлению деятельности, непосредственно связанной с выполнением или обеспечением полетов.

Приложением 1 к Чикагской конвенции 1944 г. установлены международные стандарты ".для выдачи свидетельств следующему авиационному персоналу:

a) летный экипаж: пилоту-любителю (самолет);

пилоту коммерческой авиации (самолет);

линейному пилоту авиакомпании (самолет);

пилоту-любителю (вертолет);

пилоту коммерческой авиации (вертолет);

линейному пилоту авиакомпании (вертолет);

пилоту-планеристу;

пилоту свободного аэростата;

штурману;

бортинженеру;

b) остальной авиационный персонал:

техническое обслуживание воздушных судов (техник, инженер, механик);

диспетчеру воздушного движения;

сотруднику по обеспечению полетов;

оператору авиационной станции.

.К выполнению функций члена летного экипажа воздушного судна не допускается лицо, не имеющее действительного свидетельства, отвечающего требованиям настоящего приложения и соответствующего обязанностям, которые это лицо должно выполнять. Свидетельство выдается государством регистрации данного воздушного судна или любым другим государством, при этом в последнем случае свидетельству придается сила государством регистрации данного воздушного судна.

Примечание. Согласно статье 29 Чикагской конвенции 1944 г., члены летного экипажа должны иметь свои соответствующие свидетельства на борту каждого воздушного судна, занятого в международной воздушной навигации.".

Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 N 749 "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" к авиационному персоналу отнесен авиационный персонал центрального аппарата и аппарата региональных (территориальных) управлений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также, по неясным основаниям, - Межгосударственного авиационного комитета. Помимо них, к данной категории работников относится авиационный персонал авиапредприятий (см. комментарий к ст. 61 ВК), учреждений и организаций независимо от формы собственности, физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие перевозку пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ коммерческой гражданской авиацией, выполняющие авиационную деятельность в области экспериментальной авиации или обеспечивающие авиационную охрану лесов от пожаров и защиту их от вредителей и болезней, а также организацию воздушного движения или обеспечивающие деятельность МЧС России и таможенных органов РФ.

Федеральному органу исполнительной власти в области гражданской авиации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в сфере труда и социального развития, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предоставлено право вносить отдельные изменения и дополнения в перечни должностей авиационного персонала.

2. Следует обратить внимание на дополнение п. 1 ст. 52 ВК, внесенное Федеральным законом от 08.07.1999 N 150-ФЗ "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации", предусматривающее запрет на проведение забастовок и (или) иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. Данное положение не противоречит предусмотренному в п. 4 ст. 37 Конституции праву работников на забастовку как средство разрешения коллективных трудовых споров, поскольку применяться данное право должно "с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения". Между тем, согласно п. "б" ч. 1 ст. 413 Трудового кодекса РФ, "в соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки" в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, в том числе авиационного транспорта, "в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей".

3. Трудовым кодексом РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, при заключении трудовых договоров допускается ограничение прав отдельных категорий лиц на их заключение (ст. 64), представление дополнительных по сравнению с общим перечнем документов (ст. 65), необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам (ст. 67), а также прохождение предварительного медицинского осмотра (ст. 69). На этом основании в п. 3 ст. 52 установлено ограничение для приема на должности авиационного персонала лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Вопросы погашения и снятия судимости регулируются ст. 86 УК. В соответствии с п. 3 ст. 86 УК "судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания".

Пункт 4 ст. 86 УК предусматривает, что "если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний".

В соответствии с п. 5 ст. 86 УК "если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости".

Другой комментарий к статье 52 ВзК РФ

Комментируемая статья устанавливает требования, предъявляемые к авиационному персоналу. Для более эффективного осуществления деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения персонал должен иметь высококлассную специальную подготовку и сертификат.

В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" <74> статья 52 Воздушного кодекса РФ была дополнена новым абзацем, которым установлен запрет на забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

--------------------------------
<74> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3483.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" <75> в статье 17 определяет, что забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. ст. 3 - 8, 12 - 16 данного Федерального закона. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. Также являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, - если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент РФ и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

--------------------------------
<75> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Необходимость внесения изменений обусловлена возникшим противоречием нормы Федерального закона от 08.07.1999 N 150-ФЗ, которым внесено дополнение в статью 52 Воздушного кодекса РФ, нормам ст. 413 действующего Трудового кодекса Российской Федерации. Этой статьей регламентируется порядок и случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются, в частности предусмотрено, что в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (включая авиационный транспорт), забастовки являются незаконными и не допускаются, лишь в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Таким образом, исходя из положений ст. 413 ТК РФ, работники авиационного транспорта наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

В соответствии со статьей 412 ТК РФ, на период проведения забастовки на предприятиях авиационного транспорта, авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг): выполнение полетов и управление воздушным движением с целью обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, с целью обеспечения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, по срочным санитарным заданиям и др. Статья 52 Воздушного кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Хотя забастовка является законным способом разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, право на которую предусмотрено ст. 8 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", ст. 37 Конституции РФ и главой 3 Федерального закона РФ N 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (в редакции от 6 ноября 2001 г.) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", данное право подлежит применению, когда трудовой спор не может быть разрешен другими способами.

Забастовка определена в ст. 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и в ст. 398 Трудового кодекса РФ как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.

Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим. Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг) обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.

В связи с несоответствием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ ст. 413 ТК Российской Федерации нарушается баланс интересов работников и работодателей, не реализуются принципы социального партнерства. Как следствие, в целях защиты своих прав, авиаработники вынуждены проводить акции протеста нелегитимного характера.

Вместо предусмотренной статьей 413 Трудового кодекса РФ цивилизованной процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в результате которой право на забастовку может быть реализовано по истечении длительного периода переговорного процесса и примирительных процедур, прямой запрет на забастовку, введенный Федеральным законом N 150-ФЗ, приводит к тому, что работники отстаивают свои социально-трудовые интересы проведением голодовок и иных акций протеста. Акции протеста в виде голодовок уже через несколько дней реально создают проблемы в обеспечении безопасности полетов и останавливают работы по обслуживанию (управлению) воздушного движения полностью и на длительный период. При этом не выполняется и минимум необходимых работ (услуг) с целью обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей. Подобные формы акций протеста не могут быть урегулированы государством.

Приведение норм Воздушного кодекса РФ в соответствие с Трудовым кодексом РФ, в части порядка разрешения коллективных трудовых споров, позволит избежать необходимость проведения работниками по обслуживанию воздушного движения акций протеста, не урегулированных законодательством.

Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" <76> дополнена новыми пунктами 3 и 4 в целях создания правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.

--------------------------------
<76> СЗ РФ. 28.03.2005. N 13. Ст. 1078.

Целью правового регулирования отношений, возникающих при обеспечении авиационной безопасности, является защита жизни и здоровья авиапассажиров, объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и иных опасных предметов. Действующая в настоящее время Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

События последних лет (ряд террористических актов, которые затронули многие страны мира, в том числе и Россию, образование новых очагов напряженности в связи с военными действиями в Ираке) показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса (террористические акты в августе 2004 года, по маршрутам Москва - Сочи, Москва - Волгоград), что побудило правительства ведущих государств к разработке и принятию дополнительных мер по повышению безопасности транспортного комплекса. Одной из таких мер является привлечение в обязательном порядке к предполетному и послеполетному досмотру сотрудников органов внутренних дел.