Статья 70. План полета воздушного судна

1. Полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением полета воздушного судна, выполняемого в случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства, а также полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства, полета воздушного судна, выполняемого в специальных районах, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке (пункт дополнен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 114-ФЗ.

1.1. Условия, порядок и форма представления планов полетов устанавливаются федеральными правилами использования воздушного пространства (пункт дополнительно включен с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 114-ФЗ).

2. Отступление от плана полета воздушного судна допускается на основании разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), за исключением случаев, предусмотренных статьей 58 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 70 ВзК РФ

Пунктом 1 ст. 70 ВК законодатель установил, что полет воздушного судна должен выполняться в строгом соответствии с планом полета.

Пунктом 2 данной статьи допускается отступление от плана полета на основании разрешения органа обслуживания воздушного движения или управления полетами, под управлением которого находится данное воздушное судна. Как исключение законодатель позволил командиру воздушного судна отступать от плана полета, задания на полет и указаний органа обслуживания воздушного движения или управления полетами, под чьим управлением находится воздушное судно, в случаях явной угрозы безопасности полета воздушного судна, в целях спасения жизни людей и предотвращения нанесения ущерба окружающей среде (подп. 1 п. 1 ст. 58 ВК).

План полета представляется соответствующему органу единой системы организации воздушного движения:

районному центру - при планировании полета в пределах его района;

зональному центру - при планировании полета за пределы района УВД, но в пределах одной зоны УВД;

главному центру - при планировании полета за пределы одной зоны УВД, а также на все международные полеты и полеты, имеющие специальный статус (литерные полеты).

Условия, порядок и форма представления планов полетов, а также процедуры составления формализованных заявок на использование воздушного пространства - планов полетов воздушных судов устанавливаются в соответствии с приложением N 1 ФПИВП.

Полет воздушного судна может быть выполнен только после получения разрешения от соответствующего органа единой системы организации воздушного движения.

В пункте 1 комментируемой статьи законодатель перечислил все случаи, когда полет может быть выполнен без разрешения органа единой системы организации воздушного движения, а именно в случаях:

отражения воздушного нападения;

предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации;

вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Все вышеперечисленные случаи являются экстремальными, требующими принятия немедленных действий. Подача заявок (планов полетов) и получение разрешений на их выполнение невозможны в связи с острым дефицитом времени и непредсказуемостью таких полетов.

Законодатель также исключил из общего правила необходимость подачи заявки - плана полета и получение разрешения на полет воздушного судна, выполняемый в уведомительном порядке использования воздушного пространства, и полет воздушного судна, выполняемый в специальных районах. Связано это с тем, что такие полеты выполняются в соответствии с заблаговременно выработанным и утвержденным порядком и для обеспечения безопасности воздушного движения достаточно уведомлений о начале и окончании таких полетов.

Другой комментарий к статье 70 ВзК РФ

Процедура по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства - планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ в настоящее время регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом Минобороны России и Минтранса России от 30 ноября 2001 г. N 483/168 "Об утверждении Инструкции по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства - планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ" <94>.

--------------------------------
<94> Российская газета. 30.05.2002. N 95.

Планирование летной работы осуществляется в соответствии с перспективными, текущими, оперативными (месячными, суточными) планами работы управлений, предприятий и подразделений ГА. Оперативное планирование полетов осуществляется штабами летных подразделений на основании центрального и местного расписаний движения воздушных судов, заданий по авиационным работам, заявок на выполнение спецрейсов, тренировочных и других полетов. Для экипажей воздушных судов устанавливаются суточные, месячные и годовые нормы летного времени, а также продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Для экипажей, выполняющих авиационные работы, а также учебные или тренировочные полеты, устанавливается, кроме того, предельное количество полетов в течение рабочего дня. Правила обеспечения предполетного отдыха, нормы и ограничения, касающиеся порядка назначения экипажей в полет и длительности его, определяются Положением о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации.

Планы полетов составляются в летных подразделениях и представляются в АДП для составления сводного оперативного плана. Утвержденный командиром предприятия сводный план доводится до служб, обеспечивающих полеты. Документом, дающим право командиру воздушного судна на выполнение полета, является задание на полет. Задание на полет может быть изменено только должностным лицом, его подписавшим, или вышестоящими прямыми командирами (начальниками). Для организации, планирования и обеспечения выполнения заданий на полет устанавливается единая документация, ведение которой обязательно на всех предприятиях ГА.