Статья 78. Осуществление радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними

1. Для осуществления радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними уполномоченным органом в области обороны в установленном порядке выделяются радиочастоты, которые должны быть защищены от помех (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

2. Граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Комментарий к статье 78 ВзК РФ

Пункт 1 ст. 78 ВК обязывает Минобороны России выделять радиочастоты для радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними для всех граждан и юридических лиц, имеющих право на предоставление таких услуг. При этом выделение радиочастот должно производиться таким образом, чтобы средства радиотехнического обеспечения полетов и радиосвязи не создавали помех друг другу при одновременной работе.

Пунктом 2 комментируемой статьи законодатель обязал всех граждан и юридических лиц, имеющих установки и аппараты, которые могут создавать помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, при получении информации от уполномоченного органа в области связи или его подразделений о создании таких помех немедленно прекратить работу этих установок и аппаратов и не включать их до устранения помех своими силами и за свой счет.

Радиотехническое обеспечение полетов осуществляется в соответствии с ФАП, утверждаемыми Минтрансом России, которые предусматривают:

обеспечение органов управления воздушным движением (управления полетами) необходимыми радиотехническими средствами, средствами связи и контроля над движением воздушных судов;

содержание средств радиотехнического обеспечения полетов и средств связи в исправном состоянии;

планирование использования радиотехнических средств и средств связи, а также их технического обслуживания;

учет и анализ отказов и неисправностей радиотехнических средств и средств связи, разработку и проведение мероприятий по повышению надежности работы этих средств;

подготовку и допуск инженерно-технического состава к технической эксплуатации радиотехнических средств и средств связи.

Для радиотехнического обеспечения полетов используются автоматизированные системы управления воздушным движением, трассовые, аэродромные и посадочные радиолокаторы, радиотехнические системы и средства навигации, системы посадки, радиопеленгаторы, средства воздушной и наземной электросвязи и пр. Использование средств радиотехнического обеспечения полетов и связи для обеспечения полетов разрешается после их государственной регистрации и оформления допуска к эксплуатации в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, на все радиоизлучающие устройства должны быть получены разрешения на право эксплуатации.

Другой комментарий к статье 78 ВзК РФ

Радиотехническое обеспечение полетов предусматривает:

- обеспечение органов УВД необходимыми РТС, средствами связи и контроля за движением воздушных судов;

- содержание средств радиотехнического обеспечения полетов и средств связи в исправном состоянии;

- планирование использования РТС и средств связи, а также их технического обслуживания;

- учет и анализ отказов и неисправностей РТС и средств связи, разработку и проведение мероприятий по повышению надежности работы этих средств;

- подготовку и допуск инженерно-технического состава баз ЭРТОС к технической эксплуатации РТС.

Для радиотехнического обеспечения полетов используются автоматизированные системы УВД, трассовые аэродромные и посадочные радиолокаторы, радиотехнические системы и средства навигации, радиомаячные системы посадки, оборудование системы посадки (ОСП), радиопеленгаторы, средства воздушной и наземной электросвязи. Использование средств РТО и связи для обеспечения полетов разрешается после их государственной регистрации и оформления допуска к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов. Кроме того, на все радиоизлучающие устройства должны быть разрешения на право эксплуатации.

РТС обеспечения полетов включаются по указанию руководителя полетов (диспетчера):

- средства района аэродрома (ОРЛ-А, РСБН, ОПРС) - за 30 мин. до расчетного времени посадки (пролета) воздушного судна;

- системы посадки (РМС, ОСП и др.), ПРЛ - за 30 мин. до расчетного времени посадки. При этом ПРЛ должен включаться и использоваться для контроля за заходами на посадку воздушных судов 1, 2 и 3-го класса днем и ночью при высоте нижней границы облаков, равной (или меньше) установленной высоте полета по кругу и (или) видимости менее 5000 м;

- ПРЛ и другие РТС обеспечения полетов - для обеспечения захода на посадку в аварийных ситуациях - во всех случаях и по требованию экипажей независимо от метеоусловий;

- фотоконтроль за заходами воздушных судов на посадку осуществляется во всех случаях при использовании ПРЛ.

В случае изменения рабочего старта старший сменный инженер базы ЭРТОС обязан доложить руководителю полетов о готовности РТС к работе с новым стартом. РТС обеспечения полетов выключаются по указанию руководителя полетов (диспетчера) по окончании руления прибывшего на аэродром воздушного судна, а также по окончании связи с диспетчером подхода экипажа вылетевшего воздушного судна при отсутствии прилетов и вылетов других воздушных судов.

Рабочее место диспетчера пункта посадки (круга, СДП, КДП, МВЛ) должно быть оборудовано автоматической звуковой и световой сигнализацией об отказах объектов систем посадки (РМС, ОСП). О неисправностях и отказах РТС старший сменный инженер базы ЭРТОС обязан немедленно сообщить руководителю полетов (диспетчеру) для передачи экипажам воздушных судов. Радиотелефонный обмен между диспетчерами службы движения (руководителями полетов) и экипажами воздушных судов, переговоры взаимодействующих должностных лиц диспетчерских пунктов УВД, метеоконсультации экипажей и диспетчеров, прохождение штурманского предполетного контроля, а также информация, передаваемая по радиоканалам метеовещания, подлежат обязательной регистрации на аппаратуре автоматической магнитной звукозаписи. Материалы звукозаписи должны храниться:

- не менее пяти суток в аэропортах 1 и 2-го класса;

- не менее трех суток в остальных аэропортах.

РТС обеспечения полетов и воздушной электросвязи диапазона МВ периодически должны проходить летные проверки на соответствие их эксплуатационных параметров действующим нормам. Организацию, периодичность и объем летных проверок по типам оборудования устанавливает МГА.

Ежесменные проверки качества работы РТС обеспечения полетов в аэропортах по указанию руководителя полетов осуществляются экипажами, выполняющими полеты. Результаты проверки командир воздушного судна обязан записать в журнал отзывов командиров воздушных судов о работе посадочного и навигационного оборудования аэропортов, в котором отмечаются принятые по замечаниям меры.

Выключение РТС обеспечения полетов для технического обслуживания и ремонта (реконструкции) производится в порядке, установленном МГА. Должностные лица базы ЭРТОС должны сделать запись о временном выключении РТС обеспечения полетов в специальный журнал, находящийся у дежурного штурмана аэропорта, и информировать службу движения. Руководитель полетов (диспетчер) должен предоставить инженерно-техническому персоналу базы ЭРТОС время для выполнения оперативного технического обслуживания, требующего кратковременного (до 30 мин.) выключения РТС обеспечения полетов. Запрещается использование РТС, на которых не выполнены работы по оперативному техническому обслуживанию.