Статья 82. Применение паспортных, таможенных и иных правил при выполнении международных полетов воздушных судов

На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 82 ВзК РФ

1. Статья 82 ВК устанавливает обязательность прохождения паспортного, таможенного и другого контроля для прибывающих в Российскую Федерацию, убывающих из нее и следующих транзитом с посадкой на территории России воздушных судов, их экипажей и пассажиров (под пассажирами в данном случае понимаются все лица, прибывающие или убывающие на таких воздушных судах), а также для имущества, багажа, грузов и почты, ввозимых в Россию и вывозимых из нее.

Паспортный (пограничный) контроль проводится для обеспечения установленного порядка пересечения Государственной границы РФ, в том числе в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, грузов и почты, запрещенных к ввозу (вывозу) в (из) РФ; таможенный контроль - для предотвращения незаконного вывоза (ввоза) из (в) РФ предметов и веществ (наркотических, психотропных, отравляющих и т.п.), которые могут причинить ущерб экономическим, экологическим и иным интересам личности, обществу и государству. Паспортный и таможенный контроль осуществляют подразделения ПВ ФСБ России и ФТС России в порядке, установленном соответственно Законом о Государственной границе и Таможенным кодексом.

Такой контроль для физических лиц и их багажа и имущества проводится, как правило, в специально оборудованных на территории аэропорта (аэродрома) местах (пунктах) пропуска через Государственную границу. В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона о Государственной границе пограничный и таможенный контроль может осуществляться на аэродромах и в аэропортах, не открытых для международных полетов и, естественно, не оборудованных надлежащим образом местами (пунктами) пропуска через Государственную границу. Такие случаи могут возникнуть при выполнении международных полетов по специальным разрешениям или при вынужденных посадках.

К специальным международным полетам, в частности, могут относиться полеты воздушных судов государственной и экспериментальной авиации на выставки (показы, шоу и т.п.) или в связи с официальными визитами делегаций Вооруженных Сил РФ, а также международные полеты с целью оказания гуманитарной и иной помощи при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. В указанных случаях паспортный и таможенный контроль могут осуществлять органы ФСБ России совместно с администрацией аэродрома (аэропорта) или командование авиационных частей Вооруженных Сил РФ, базирующихся на аэродроме вылета или посадки воздушных судов, представители органов пограничного и таможенного контроля, доставляемые для этих целей на соответствующий аэродром (аэропорт).

2. Кроме паспортного и таможенного контроля в ст. 82 ВК предусмотрена возможность проведения других видов контроля, которые могут быть установлены международными договорами и законодательством РФ. К таким видам контроля относятся санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль и др. Полный перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством РФ на основании ч. 5 ст. 11 Закона о Государственной границе.

Другой комментарий к статье 82 ВзК РФ

Статья 3 Таможенного кодекса РФ определяет таможенную территорию Российской Федерации как территорию, которая включает в себя сухопутную территорию Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

С момента прибытия воздушного судна на таможенную территорию Российской Федерации оно подлежит декларированию в соответствии с таможенным законодательством в порту или аэропорту прибытия либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории Российской Федерации, то есть местом декларирования являются таможенные органы, находящиеся в месте прибытия судна. Воздушные суда подлежат декларированию в месте прибытия или отправления независимо от того, перевозят они пассажиров или товары.

Воздушные суда также могут быть подвергнуты досмотру за исключением боевых и военно-транспортных, которые следуют своим ходом.

Для вылета воздушного судна необходимо получение разрешения таможенных органов. В случае покидания воздушным судном таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территориях других государств, таможенные органы Российской Федерации вправе принудительно остановить такое судно.