Статья 86. Терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно

1. Воздушное судно признается терпящим бедствие, если такому судну или находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий членов экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и место нахождения которого неизвестно.

2. Потерпевшим бедствие признается воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.

3. Терпящее или потерпевшее бедствие пилотируемое воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию. (Пункт в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ.

Комментарий к статье 86 ВзК РФ

Пунктами 1 и 2 ст. 86 ВК законодатель дал определения (понятия) воздушному судну, терпящему бедствие, и воздушному судну, потерпевшему бедствие. Данные определения внесены в федеральный закон в связи с тем, что в случае признания воздушного судна терпящим или потерпевшим бедствие принимаются экстренные меры - немедленный поиск и спасание (см. п. 3 комментируемой статьи). При этом задействуются значительные силы и средства, при необходимости устанавливается особый режим полетов в районе поиска, вводятся ограничения для полетов других воздушных судов.

Вполне объяснимо, что воздушное судно признается терпящим бедствие, если такому судну или находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий членов экипажа. Заслуживает внимания вторая часть данного определения - "воздушное судно, с которым потеряна связь и место нахождения которого неизвестно". Если создалась ситуация, когда связь с воздушным судном потеряна (отказ радиосредств на борту судна или на земле и пр.), но орган управления этим судном наблюдает его с помощью радиолокационных средств или визуально и может обеспечить безопасность воздушного движения в этом районе, то данное воздушное судно не признается терпящим бедствие, а такой случай считается особым случаем, требующим соответствующих действий. Однако если связь с судном отсутствует и его место нахождения неизвестно, то такое воздушное судно признается терпящим бедствие и подлежит немедленному поиску.

Пунктом 3 комментируемой статьи законодатель установил, что терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию, поскольку очевидна важность скорейшего нахождения такого воздушного судна для эффективного оказания помощи лицам, находящимся (находившимся) на его борту.

Другой комментарий к статье 86 ВзК РФ

В настоящее время на территории России действуют Федеральные авиационные правила поиска и спасания в государственной авиации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 65, которые устанавливают порядок организации и проведения авиационного поиска и спасания в мирное время, привлечения авиационных частей и авиационных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, имеющих воздушные суда государственной авиации, к дежурству в системе авиационного поиска и спасания и проведению поисково-спасательных работ, а также основные требования по оснащению поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.

В соответствии с вышеуказанными Правилами воздушным судном, потерпевшим бедствие, признается воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома, а воздушным судном, терпящим бедствие, - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно.