Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:
1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее; (Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ.

2.1) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации; (Подпункт дополнительно включен с 30 марта 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ)
3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами. (Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ.

4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Статья в редакции, введенной в действие с 19 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 253-ФЗ.

Комментарий к статье 8 ВзК РФ

1. Действие ст. 8 распространяется только на гражданскую авиацию.

Норма п. 1 ст. 8 устанавливает перечень физических и юридических лиц, а также объектов (авиационной техники, сооружений и др.), подлежащих обязательной сертификации, т.е. подтверждению их соответствия установленным государством требованиям к безопасности полетов или авиационной безопасности (п. 1 ст. 83 ВК).

2. Норма п. 2 ст. 8 устанавливает обязательность аттестации, т.е. определения квалификации (профессиональных знаний и навыков, личных качеств и т.п.) лиц авиационного персонала.

3. Согласно п. 3 ст. 8, обязательную сертификацию и аттестацию осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти (см. комментарий к ст. 6 ВК) на основании положений об этих органах. В настоящее время это Росавиация и Росаэронавигация. На практике к сертификации для проведения исследований, испытаний (измерений) и экспертизы привлекаются аккредитованные для этих целей лаборатории и центры.

Требования к обязательной сертификации и аттестации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами, принимаемыми на основании и в соответствии с нормами ст. 2 ВК. Эти правила, согласно норме п. 3 ст. 8 ВК, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими и юридическими лицами. Сертификация завершается выдачей от имени Российской Федерации сертификата соответствия (далее - сертификата).

Кроме того, п. 3 ст. 8 ВК предусматривает участие представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел (МВД России), в проведении обязательной сертификации юридических лиц, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности (п. 1 ст. 83 ВК), а также в обязательной аттестации их работников, что обусловлено задачами противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

4. Норма п. 4 ст. 8 ВК определяет возмездный характер проведения обязательной сертификации. В соответствии с п. 4 ст. 23 Закона о техническом регулировании оплата работ по обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации) осуществляется на основании договора между заявителем и органом по сертификации.

5. Более подробно отношения, возникающие в связи с проведением обязательных аттестации и сертификации, будут рассмотрены ниже, в комментариях к последующим главам ВК.

Другой комментарий к статье 8 ВзК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает перечень лиц и объектов, подлежащих обязательной сертификации. Обязательная сертификации осуществляется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы порядка проведения сертификации, а также устанавливающие сертификационные требования к указанным в комментируемой статье категориям лиц и объектам.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), Международные стандарты и Рекомендуемая практика (приложения к Конвенции) установили, что юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26 сентября 2006 г. N ВС-321фс "Об организации сертификации и инспектирования в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" <14> функции по организации и проведению сертификации, инспектирования и подготовке необходимой документации возложены на следующие подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

--------------------------------
<14> Документ опубликован не был.

1) на Управление надзора за летной деятельностью в отношении:

физических и юридических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ;

образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала и медицинское обеспечение полетов;

2) на Управление надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов в отношении:

юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;

юридических лиц, обеспечивающих использование надлежащего бортового и наземного авиационного оборудования (за исключением технических средств обеспечения авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданских воздушных судов);

инспекции гражданских воздушных судов (включая экземпляр воздушного судна, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения и единичный экземпляр аэростатического воздушного судна авиации общего назначения) с целью оценки их летной годности;

3) на Управление транспортной безопасности в отношении:

юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности;

юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов в части поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданских воздушных судов;

юридических лиц в части использования надлежащего бортового и наземного авиационного оборудования (технических средств обеспечения авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданских воздушных судов).

Кроме того, указанным Приказом утверждено Положение о Комиссии по сертификации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Данное Положение определяет полномочия Комиссии по сертификации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по вопросам:

сертификации юридических лиц, имеющих воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующих указанное воздушное судно для полетов;

сертификации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;

сертификации юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала и медицинское обеспечение полетов;

сертификации юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;

сертификации юридических лиц, обеспечивающих использование надлежащего бортового и наземного авиационного оборудования, включая технические средства обеспечения авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданских воздушных судов;

сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности;

сертификации юридических лиц, обеспечивающих безопасность полетов в части поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов гражданских воздушных судов;

инспекции гражданских воздушных судов (включая экземпляр воздушного судна, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения и единичный экземпляр аэростатического воздушного судна авиации общего назначения) с целью оценки их летной годности по решению руководителя службы.

Положение устанавливает порядок рассмотрения документации и принятия решений по вопросам первоначальной выдачи и аннулирования сертификатов соответствия.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 года N 11 утверждены Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" <15>.

--------------------------------
<15> Российская газета. 13.05.2003. N 88.

Пункт третий комментируемой статьи дополнен положением в соответствии с которым представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел принимают участие в организации и проведении обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, а также аттестации их работников.