Статья 11. Использование воздушного пространства

1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Комментарий к статье 11 ВзК РФ

1. Название гл. II ВК не исчерпывает содержания данной главы. Кроме того, следует отметить, что с точки зрения законодательной техники не принято давать главе и одной из ее статей (ст. 12 ВК) одинаковые названия.

История возникновения комментируемой главы берет начало с конца 70-х - начала 80-х годов прошлого столетия. Эти годы были связаны с бурным научно-техническим прогрессом во всем мире, в том числе в Советском Союзе. Резко возросла интенсивность различных видов деятельности, осуществляемой в воздушном пространстве, и в связи с этим появились новые отношения, не урегулированные нормами права. Это приводило к возникновению инцидентов в воздушном пространстве, угрожающих жизни и здоровью людей.

Единственным нормативным правовым актом общеобязательного характера были Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР, которые утверждались для авиации всех ведомств Главнокомандующим Военно-воздушными силами на основании распоряжения Совета Министров СССР от 23.04.1947 N 4488р. Как следует из названия документа, его действие по кругу лиц распространялось только на авиацию, т.е. на деятельность в воздушном пространстве, связанную лишь с полетами воздушных судов. Первая регламентация иной деятельности на уровне закона появилась в ст. 52 ВК СССР, которая определялась как деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов. Однако содержание данной статьи имело явно дискриминационный характер по отношению к неавиационной деятельности, угрозу которой могли представлять полеты воздушных судов, например при подъеме и спуске пилотируемых космических аппаратов.

Проблема была разрешена после принятия в Российской Федерации ВК и появления в нем главы II, которую правильнее было бы назвать "Режим воздушного пространства".

2. В пункте 1 ст. 11 ВК дается определение использования воздушного пространства, которое, по мнению законодателя, представляет собой деятельность, в процессе которой в воздушном пространстве перемещаются различные материальные объекты, а также иную деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

К таким материальным объектам п. 1 ст. 11 относит воздушные суда, ракеты, баллистические снаряды, космические аппараты и т.п. Этот пункт относит к деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, и такую деятельность, как взрывные работы, строительство высотных сооружений, электромагнитные и другие излучения, дым и пар, ухудшающие видимость, т.е. то, что может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

3. Норма п. 2 ст. 11 определяет понятие и статус пользователей воздушного пространства. К пользователям воздушного пространства отнесены только граждане и юридические лица. За пределами регулирования остались (хотя фактически ими являются) другие субъекты отношений: лица без гражданства, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти (войсковые части Минобороны России, подразделения Пограничных войск ФСБ России, МВД России, МЧС России и др.), органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы иностранных государств.

Пункт 2 ст. 11 ВК, к сожалению, не устанавливает порядок наделения субъектов правом на осуществление деятельности в воздушном пространстве. Он лишь отсылает к некоему "установленному порядку". Однако нормативными правовыми актами Российской Федерации такой порядок не установлен.

Было бы разумным предложить следующий порядок наделения конкретных субъектов правом на осуществление деятельности в воздушном пространстве, который впоследствии следует установить на законодательном уровне, - для:

государственных органов статус пользователя воздушного пространства должен быть предусмотрен в положениях (уставах) об этих органах, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные государственные органы;

физических и юридических лиц статус пользователя воздушного пространства приобретается с получением сертификата (свидетельства) эксплуатанта (ст. 61 ВК), если для них получение такого сертификата предусмотрено законом;

физических и юридических лиц (если получение ими свидетельства эксплуатанта не предусмотрено законом) статус пользователя воздушного пространства приобретает физическое лицо, которому выдается сертификат (свидетельство) пилота (летчика), подтверждающий возможность самостоятельно управлять воздушным судном конкретного типа в соответствующих метеорологических и иных условиях; юридическим лицом такой статус приобретается с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого для авиационной деятельности в области производства полетов;

физических и юридических лиц, осуществляющих иную деятельность, в том числе ту, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения, статус пользователя воздушного пространства приобретается с получением сертификата (свидетельства), удостоверяющего право на указанную деятельность и подтверждающего знание этим пользователем требований и процедур по обеспечению безопасности воздушного движения;

субъектов иностранных государств статус пользователя воздушного пространства приобретается, согласно п. 4 ст. 79 ВК, на основе международных договоров РФ или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном ФП ИВП.

Другой комментарий к статье 11 ВзК РФ

Использование воздушного пространства Российской Федерации в рамках правового регулирования предполагает такой вид деятельности, в процессе которой происходит перемещение в воздушном пространстве воздушных судов, ракет и других материальных объектов. Использование воздушного пространства, связанного со строительством высотных сооружений, а также деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и аналогичные действия также являются предметом регулирования воздушного законодательства. Пользователями воздушного пространства признаются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами предоставления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства Российской Федерации и сообщений об использовании воздушного пространства Российской Федерации в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО, утвержденными вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено Федеральными правилами.

Использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случаях:

а) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

б) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ;

в) запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;

г) предотвращения и прекращения нарушений;

д) полетов в специальных районах.

Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО и обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.

Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами запроса и выдачи разрешений использования воздушного пространства Российской Федерации.

Кроме того, пользователи воздушного пространства обязаны организовать связь с соответствующими органами ОВД (управления полетами), а в случае использования воздушного пространства для полетов воздушных судов - и с органами ВВС и ПВО.

Связь и радиотехническое обеспечение центров ЕС ОрВД организуются на принципах совместного использования технических средств связи и радиотехнического обеспечения Министерства обороны РФ и предприятий гражданской авиации.

Использование средств связи и радиотехнического обеспечения гражданскими и военными секторами центров ЕС ОрВД определяется соглашениями (договорами) между Министерством обороны РФ и Федеральным агентством воздушного транспорта о порядке совместной эксплуатации таких средств. Эксплуатация указанных средств осуществляется без взаимных расчетов.

Прекращение эксплуатации радионавигационных средств, используемых при полетах воздушных судов по воздушным трассам, осуществляется:

в отношении радионавигационных средств гражданской авиации - по решению соответствующего руководителя территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию с соответствующим командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения);

в отношении радионавигационных средств Министерства обороны РФ - по решению соответствующего командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта (Правила организации связи и радиотехнического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084).

Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.