Статья 123. Соглашения о повышении пределов ответственности перевозчика

Перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными настоящим Кодексом или международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к статье 123 ВзК РФ

Нормы о пределах ответственности перевозчика, содержащиеся в ст. 119, 120 и 123 настоящего Кодекса, являются диспозитивными, и в силу п. 4 ст. 421 ГК стороны договора воздушной перевозки могут своим соглашением поставить условие, отличное от предусмотренного в них, либо, при отсутствии такого соглашения, руководствоваться содержащимися в них положениями.

Однако размер санкций в любом случае не может быть ниже низшего предела, указанного в ст. 119 и 120 ВК. Вместе с тем стороны вправе предусмотреть в договоре перевозки повышение размера ответственности перевозчика. Если договором повышенный размер ответственности перевозчика не предусмотрен, пассажиры, грузоотправители или грузополучатели не вправе требовать от него возмещения причиненного вреда в большем размере, чем указано в названных статьях ВК. Статьей 22 Варшавской конвенции 1929 г. также предусмотрено, что "посредством особого соглашения перевозчик и пассажир могут установить и более высокий предел ответственности".

Представляется также правомерным установление перевозчиком в правилах перевозок повышенных пределов своей ответственности, поскольку это будет соответствовать предъявляемым к данным правилам требованиям: не противоречить общим правилам воздушной перевозки (ФАП воздушных перевозок) и не ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (ст. 102 ВК).

Другой комментарий к статье 123 ВзК РФ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажира влечет для соответствующих сторон договора перевозки пассажира, допустивших нарушение договора, применение ответственности, установленной ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Причем всякие соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК РФ).

Таким образом, применительно к договору перевозки пассажира не допускаются никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика. Данная формула в принципе не исключает соглашений, направленных на ограничение или устранение предусмотренной законом ответственности пассажира, а также на усиление ответственности перевозчика.

Видимо, исходя из этого положения, законодатель включил в Воздушный кодекс норму, согласно которой перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами Российской Федерации. По смыслу комментируемой статьи стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перевозки пассажира и багажа. Вместе с тем применительно к договору воздушной перевозки пассажира данная норма представляется чисто гипотетической. Трудно представить ситуацию, когда перевозчик соглашается принять на себя более высокую, чем это предусмотрено законодательством, ответственность. Вероятно, это возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке транспортных услуг.

Таким образом, ВК РФ не только не отошел от позиции ГК РФ, запрещающей ограничивать или устранять ответственность перевозчика соглашением сторон, если такая ответственность определена законодательством, но и прямо ориентирует участников договоров воздушной перевозки груза на возможность по их волеизъявлению увеличивать ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке груза.