Статья 124. Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты

1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт.Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.

2. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств:
1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;
2) повреждение (порча) груза;
3) недостача или повреждение (порча) багажа;
4) обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.Для удостоверения указанных обстоятельств в отношении почты перевозчик и организация почтовой связи составляют коммерческий акт.

3. До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.

4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

5. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

Комментарий к статье 124 ВзК РФ

1. Статья 124 определяет круг лиц, обладающих правом потребовать составления коммерческого акта о неисправной перевозке: пассажир, грузоотправитель или грузополучатель; необходимое условие для реализации данного права - предъявление перевозочных документов; лицо, обязанное составить коммерческий акт, - перевозчик. Цель составления коммерческого акта - удостоверение обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензий к лицу, виновному в неисправной перевозке. Отказ перевозчика в составлении коммерческого акта также может быть обжалован.

2. В соответствии с п. 210 ФАП воздушных перевозок коммерческим актом подтверждаются только те обстоятельства, которые перечислены в п. 2 ст. 124 ВК. Иные недостатки, связанные с воздушной перевозкой багажа и груза, должны удостоверяться в формах, предусмотренных для этих случаев законодательством.

3. Статья 797 ГК и п. 3 ст. 124 ВК устанавливают, что в случае возникновения спора с перевозчиком по поводу нарушения им договора перевозки груза или почты законодательством установлен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Несоблюдение данного порядка является основанием для оставления искового заявления без движения (ст. 128 АПК, ст. 136 ГПК), его возврата истцу (ст. 129 АПК, ст. 135 ГПК) или оставления без рассмотрения (ст. 148 АПК, ст. 222 ГПК).

4. Заявление подается в случае неисправной пассажирской перевозки, а претензия - неисправной перевозки почты (ст. 125 ВК).

Практическое исполнение требований п. 4 комментируемой статьи (подача перевозчику заявления или претензии в аэропортах пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя) представляется не всегда выполнимым, если указанные аэропорты не входят в состав одного с перевозчиком юридического лица или не являются местом нахождения юридического лица-перевозчика либо его постоянно действующих подразделений (представительств, филиалов или иных обособленных подразделений). Аэропорты, связанные с перевозчиками только договорными отношениями, не вправе принимать адресованные перевозчику претензии. Экипажи воздушных судов перевозчика (специально не наделенные полномочиями принимать претензии и заявления пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей) также не являются надлежащими представителями юридического лица, обязанными принимать претензии.

5. Указание на то, что само отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска к перевозчику, не освобождает указанных лиц ни от обязанности представлять доказательства вины перевозчика в неисправной перевозке, ни от соблюдения претензионного порядка урегулирования споров. В статье 125 ВК указано, что такими документами могут быть багажная квитанция или грузовая накладная.

Другой комментарий к статье 124 ВзК РФ

Комментируемая статья устанавливает порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты. Указанной статьей предусматривается составление коммерческого акта, удостоверяющего обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности, но только в том случае, если речь идет о вреде, причиненном багажу (недостача или повреждение (порча) багажа, обнаружение багажа без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа).

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляются заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Коммерческий акт об опоздании прибытия или задержке вылета самолета не составляется, и потому согласно указанному пункту пассажир "предъявляет заявление" в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. Статья 124 ВК РФ указывает, где предъявлять заявление, но не определяет кому. С учетом того что аэропорты, как правило, являются самостоятельными юридическими лицами, заявление, по-видимому, следует предъявлять представителю перевозчика. Практически подача заявления воздушному перевозчику в аэропорту отправления или в аэропорту прибытия представляется более чем проблематичной. Следует считать, что и применительно к воздушному транспорту решение о том, подавать или не подавать заявление перевозчику в связи с задержкой отправления или опозданием прибытия самолета до предъявления иска, принимает пассажир.

В отношении почты перевозчик и организация почтовой связи также составляют коммерческий акт в случаях несоответствия фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе, повреждений (порчи), а также недостачи груза, обнаружения груза без перевозочных документов либо перевозочных документов груза.

Статьей 124 ВК РФ установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров (п. 3). До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.

В соответствии со статьей 797 ГК РФ досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Пунктом 1 этой статьи установлен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе возвратить исковое заявление, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 6 ч. 1 ст. 108 АПК РФ 1995 г.), либо оставить без рассмотрения ошибочно принятый к рассмотрению иск (п. 5 ст. 87 АПК РФ 1995 г.).

Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК РФ отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов. Порядок предъявления претензий к воздушному перевозчику предусмотрен ст. ст. 122 - 127 ВК РФ.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением к претензии также коммерческого акта в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. ВК РФ лишил коммерческий акт правоустанавливающего значения. Его отсутствие не лишает пассажира, грузоотправителя и грузополучателя права на предъявление претензии (п. 5 ст. 124 ВК РФ). Однако в случае недостачи, повреждения (порчи) груза наличие коммерческого акта для предъявления претензии необходимо, если у грузополучателя отсутствует грузовая накладная (пп. 2 п. 2 ст. 125 ВК РФ).

К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.

Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения органа транспорта. Согласно ВК РФ претензия предъявляется к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.