Статья 30. Права и ответственность инспекторов

(статья утратила силу с 1 августа 2011 года - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.)

Комментарий к статье 30 ВзК РФ

1. Права инспекторов определяются Положением о Ространсинспекции. В соответствии в п. 11 этого Положения инспекторы обладают следующими правами:

проводить проверки субъектов транспортного комплекса и запрашивать у них информацию по вопросам, относящимся к компетенции Ространсинспекции;

выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозочную и другую деятельность, связанную с транспортным процессом, предписания об устранении выявленных нарушений;

приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы; составлять протоколы об административных правонарушениях.

2. Другим источником, определяющим права инспекторов, является Положение о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации. Пункт 9 данного Положения предоставляет инспекторам следующие права:

беспрепятственно посещать служебные и производственные помещения и площади, а также воздушные суда субъектов гражданской авиации;

использовать технические средства при проведении контроля над безопасностью полетов и привлекать к этому контролю специалистов субъектов гражданской авиации;

погашать талоны нарушений специалистов гражданской авиации;

выносить предписания экипажам воздушных судов, эксплуатантам воздушного транспорта и администрациям аэропортов о запрете или приостановке выполнения полетов при обнаружении недостатков, угрожающих безопасности полетов;

инспектировать экипажи воздушных судов гражданской авиации, проводить проверки инженерно-технического обеспечения таких воздушных судов, в том числе воздушных судов иностранных государств, выполняющих полеты в Российскую Федерацию.

3. Норма об определении Правительством РФ ответственности инспекторов явно некорректна, так как ответственность (дисциплинарная, административная и уголовная) инспекторов возникает вследствие ненадлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей. Такие виды ответственности предусмотрены действующим российским законодательством. Вероятно, законодатель предполагал, что Правительству РФ необходимо определить обязанности инспекторов.

Другой комментарий к статье 30 ВзК РФ

Дополнительно см. комментарий к ст. 29 ВК.

В соответствии с Положением о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации Министерства транспорта РФ по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации государственный инспектор имеет право:

1) беспрепятственно в установленном порядке посещать служебные и производственные помещения, а также производственные площади и воздушные суда субъектов гражданской авиации;

2) получать от субъектов гражданской авиации документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля за безопасностью полетов;

3) использовать технические средства при проведении государственного контроля за безопасностью полетов и привлекать к этому контролю специалистов субъектов гражданской авиации;

4) проводить в соответствии с действующими нормативными правовыми документами отбор проб авиационных горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций и крепежных деталей, а также проверку сопроводительных документов на груз и пассажиров для контроля за их соответствием обязательным государственным требованиям с отнесением затрат на проведение испытаний, анализов и измерений за счет проверяемых субъектов гражданской авиации;

5) погашать талоны нарушений специалистов гражданской авиации;

6) участвовать в выполнении технических рейсов по проверке вновь открываемых воздушных линий, аэродромов, устанавливаемых средств посадки, а также аэродромов на действующих воздушных линиях при введении новых типов воздушных судов;

7) осуществлять в установленном порядке взаимодействие с соответствующими международными организациями и организациями других государств по вопросам обеспечения безопасности полетов;

8) выносить предписания об устранении выявленных нарушений действующих норм и правил при эксплуатации, ремонте, хранении авиационной техники, а также при выполнении работ и оказании услуг;

9) выносить предписания экипажам воздушных судов, эксплуатантам воздушного транспорта и администрациям аэропортов о запрете и приостановке выполнения полетов при обнаружении недостатков, угрожающих безопасности полетов;

10) инспектировать экипажи воздушных судов гражданской авиации и проводить проверки инженерно-технического обеспечения таких воздушных судов, в том числе воздушных судов иностранных государств, выполняющих полеты в Российскую Федерацию и по трассам Российской Федерации.

Государственные инспекторы могут включаться в установленном порядке в качестве проверяющих в состав экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантов воздушного транспорта Российской Федерации на внутренних и международных воздушных линиях.

Государственные инспекторы несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за:

ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и должностных обязанностей;

достоверность сведений по вопросам обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;

объективность и качество проводимых проверок, а также за правильность оформления материалов проверок;

объективность указаний и предписаний;

непринятие мер к нарушителям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов.