Статья 41. Государственная регистрация аэродромов и вертодромов

1. Аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации. Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации, форма свидетельства о государственной регистрации такого аэродрома, такого вертодрома в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
2. Аэродромы государственной авиации и вертодромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны.Правила государственной регистрации аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации, форма свидетельства о государственной регистрации аэродрома государственной авиации или вертодрома государственной авиации, выдаваемого при государственной регистрации, устанавливаются уполномоченным органом в области обороны.
3. Аэродромы экспериментальной авиации и вертодромы экспериментальной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области оборонной промышленности.Правила государственной регистрации аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации, форма свидетельства о государственной регистрации аэродрома экспериментальной авиации или вертодрома экспериментальной авиации, выдаваемого при государственной регистрации, устанавливаются уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

4. Данные об аэродроме гражданской авиации, о вертодроме гражданской авиации исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.

5. За государственную регистрацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.(Статья в редакции, введенной в действие с 18 июля 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 253-ФЗ.

Комментарий к статье 41 ВзК РФ

1. Пункт 1 ст. 41 ВК устанавливает обязательность государственной регистрации гражданских аэродромов и аэропортов со включением данных о них в соответствующие государственные реестры. Поскольку государственная регистрация предоставляет право эксплуатации аэродрома или аэропорта, она проводится только после сертификации аэродрома (аэропорта), предусмотренной в ст. 48 ВК, и получения сертификата (свидетельства) годности к эксплуатации. Государственную регистрацию гражданских аэропортов и аэродромов и ведение государственных реестров осуществляет Росавиация в соответствии с п. 5.4.13 Положения об этом Агентстве. По состоянию на 01.01.2008 в государственных реестрах зарегистрировано 330 гражданских аэродромов и 330 аэропортов.

2. Пункты 2 и 3 ст. 41 ВК требуют проводить государственную регистрацию аэродромов государственной и экспериментальной авиации с внесением данных о них в государственные реестры. Такая регистрация должна производиться после того, как будет установлено, что аэродром соответствует требованиям годности к эксплуатации в зависимости от предназначения данного аэродрома для военной, пограничной, таможенной, милицейской и другой государственной службы или для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ и испытаний авиационной и другой техники. Ведение Государственного реестра аэродромов государственной авиации, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляет Минобороны России (в соответствии с ФАП, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 14.11.2002 N 440), а Государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации - Минпромторг России (в соответствии с ФАП, утвержденными Приказом генерального директора Росавиакосмоса от 02.12.1999 N 378).

3. Пункт 4 ст. 41 ВК устанавливает порядок исключения данных о гражданских аэродромах и аэропортах из государственных реестров, а также регламентирует последствия такого исключения. Причинами исключения являются либо нарушения требований государственных органов о порядке регистрации или эксплуатации таких аэродромов и аэропортов, либо волеизъявление лица, по заявлению которого производилась государственная регистрация, например на основании решения о закрытии аэродрома или аэропорта.

К сожалению, п. 4 ст. 41 не определяет порядок исключения данных об аэродромах государственной и экспериментальной авиации из соответствующих государственных реестров. Можно предположить, что единственным основанием для указанных действий может быть только решение федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о создании такого аэродрома.

4. Пункт 5 ст. 41 определяет последствия, которые должны наступать после исключения данных об аэродромах (в этом пункте - гражданской, государственной и экспериментальной авиации) и аэропортах из соответствующих государственных реестров. При исключении данных из указанных реестров эксплуатация аэродрома или аэропорта должна быть прекращена (временно или навсегда), а свидетельство о регистрации возвращено федеральному органу исполнительной власти, проводившему государственную регистрацию.

5. Пункт 6 ст. 41 ВК предусматривает взимание государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского аэродрома или аэропорта в государственных реестрах, указанных в п. 1 ст. 41 ВК. Размеры государственной пошлины установлены в п. 62 ст. 333.33 НК в соответствии с классификацией гражданских аэродромов. Так, за регистрацию аэродрома класса А, Б, В взимается пошлина в размере 40 000 рублей, а класса Г, Д, Е - 20 000 рублей. За регистрацию аэропорта взимается пошлина в размере 5000 рублей (независимо от категории аэропорта). К сожалению, гл. VI ВК не содержит классификации гражданских аэродромов и аэропортов по признакам, дающим возможность определять размер соответствующей государственной пошлины.

6. Пункт 7 ст. 41 ВК детализирует положения п. 1 ст. 130 ГК, закономерно относя аэродромы и аэропорты к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости). Из определений аэродрома и аэропорта (п. 1 и 3 ст. 40 ВК) следует, что к имуществу аэродромов и аэропортов относятся земельный (водный) участок и расположенные на нем здания, сооружения, оборудование и другие объекты, прочно связанные с землей. Это имущество в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК также является недвижимостью. На основании п. 1 ст. 131 ГК и Закона о регистрации прав на недвижимость государственная регистрация права собственности и других вещных прав на аэродромы, аэропорты и на иное указанное недвижимое имущество, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение производятся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Такая государственная регистрация осуществляется органами по государственной регистрации по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. За государственную регистрацию прав на указанное выше недвижимое имущество и сделок с ним взимается государственная пошлина в размерах, установленных в п. 19 и 20 ст. 333.33 НК. В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 16 Закона о регистрации прав на недвижимость Российской Федерации, ее субъектов, муниципального образования регистрация прав на государственное, муниципальное недвижимое имущество, закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно казну Российской Федерации, ее субъекта, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.

Другой комментарий к статье 41 ВзК РФ

Государственной регистрации подлежат все аэродромы государственной авиации, допущенные к эксплуатации (в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации аэродромов государственной авиации, утвержденными Приказом Минобороны России от 14 ноября 2002 г. N 440 <56>). Органом, осуществляющим государственную регистрацию аэродромов государственной авиации с включением данных о них в Государственный реестр является Министерство обороны РФ (Главное командование Военно-воздушных сил). В процессе регистрации данные заносятся в Государственный реестр, который является контрольно-учетным элементом системы государственной регистрации и допуска аэродрома к приему определенного типа воздушных судов в соответствии с представляемыми документами. После занесения аэродрома в Государственный реестр выдается свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома государственной авиации к эксплуатации сроком на 5 лет, по истечении которого производится перерегистрация аэродрома. Эксплуатация аэродрома государственной авиации запрещена в целях приема и выпуска воздушных судов, не имеющего свидетельства или с просроченным сроком его действия. Выдача свидетельств осуществляется Министерством обороны РФ (Главным командованием Военно-воздушных сил).

--------------------------------
<56> Российская газета. 27.02.2003. N 38.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, организаций, главнокомандующие (командующие) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил РФ, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находится регистрируемый аэродром для внесения аэродрома в Государственный реестр и получения свидетельства должны представить в Министерство обороны РФ (Главное командование Военно-воздушных сил) соответствующие ходатайства с приложением заверенных в установленном порядке копий акта обследования аэродрома, приказа о допуске аэродрома к эксплуатации на основании акта обследования.

В случае положительного решения орган государственной регистрации обязан в течение 15 дней со дня получения документов зарегистрировать аэродром и выдать свидетельство старшему авиационному начальнику аэродрома.

Свидетельство должно быть учтено и храниться в базирующейся на аэродроме авиационной организации, авиационной части, авиационном подразделении, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, организации, органу военного управления, которым на правах оперативного управления или хозяйственного ведения принадлежит аэродром. Копии свидетельств хранятся в органе государственной регистрации, их выдавшем.

В случае продления срока действия свидетельства в орган государственной регистрации, помимо документов, необходимых для регистрации, представляется подлинник свидетельства, в котором делается отметка о продлении срока действия. В случае выявления несоответствия состояния элементов аэродрома или его оборудования требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов или несвоевременной перерегистрации действие свидетельства может быть приостановлено. Приостановка действия свидетельства осуществляется непосредственно органом, его выдавшим. Основанием приостановления является наличие заключения комиссии по проверке фактов несоответствия состояния элементов аэродрома или его оборудования требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов или несвоевременной перерегистрации. О приостановлении действия свидетельства в обязательном порядке информируются соответствующий руководитель федерального органа исполнительной власти, организации, органа военного управления, в чьем ведении находится аэродром, старший авиационный начальник аэродрома, а также органы, формирующие документы аэронавигационной информации. Для возобновления действия свидетельства необходимо представить комплект документов, подтверждающих устранение выявленного несоответствия состояния элементов аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов.

На федеральные органы исполнительной власти, организации, главные командования (командования) видов (родов войск) Вооруженных Сил РФ, объединения ВВС и ПВО (авиационные объединения) возложена обязанность вести учет свидетельств, выданных органом государственной регистрации, своевременно представлять сведения органу государственной регистрации обо всех возникших в процессе эксплуатации изменениях в оснащении и состоянии аэродромов и оборудования.

Под аэродромом экспериментальной авиации понимается аэродром, главным предназначением которого является обеспечение полетов экспериментальных воздушных судов с целью проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Аэродромы экспериментальной авиации, на которые оформлено свидетельство о годности (документ, удостоверяющий соответствие аэродрома экспериментальной авиации требованиям (нормы годности к эксплуатации военных аэродромов - НГВА-92) и других нормативных правовых актов, государственную регистрацию аэродрома и дающий право его владельцу на эксплуатацию аэродрома в течение указанного в нем срока), регистрируются в Государственном реестре аэродромов экспериментальной авиации (документ о государственной регистрации аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации).

В свидетельство о годности заносится регистрационный номер аэродрома, значащийся в Государственном реестре аэродрома экспериментальной авиации. При продлении срока действия свидетельства о годности регистрационный номер аэродрома не изменяется. Регистрация осуществляется отделом летной службы и экспериментальной авиации, который является структурным подразделением Минэкономразвития России и действует в соответствии с Положением об Отделе летной службы и экспериментальной авиации (Приказ Минэкономики России от 19 июня 1998 г. N 232).

Главной задачей Отдела являются осуществление государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации, обеспечение государственного контроля за летной годностью авиационной техники, соблюдением правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов. Аэродромы исключаются из Государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации в случаях:

- закрытия аэродрома;

- прекращения действия свидетельства о годности;

- заявления владельца свидетельства о годности (эксплуатанта аэродрома) в связи с переводом аэродрома в другой вид авиации.

Аэродромы экспериментальной авиации, являющиеся аэродромами совместного базирования (аэродром экспериментальной авиации, на котором совместно с экспериментальными воздушными судами базируются государственные и (или) гражданские воздушные суда) регистрируются в Государственном реестре аэродромов экспериментальной авиации. Государственная регистрации прав на аэродром либо на аэропорт проводится учреждениями юстиции. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в Гражданском кодексе РФ, в Федеральных авиационных правилах государственной регистрации аэродромов государственной авиации и др.

В настоящее время действует Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данным актом законодательства определено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.

С 1 января 2005 года, вместо сбора, размер и порядок которого устанавливался специально уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию со специально уполномоченным органом в области финансов, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).