Статья 44. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования

1. Аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров.

4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

Комментарий к статье 44 ВзК РФ

1. В пункте 1 ст. 44 ВК дается определение понятия "аэродромы совместного базирования". Однако это определение недостаточно полное, так как к аэродромам совместного базирования следует относить также аэродромы, на которых базируются государственные воздушные суда, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти (например, воздушные суда Минобороны России и МЧС России). Естественно, официальное постоянное совместное пребывание воздушных судов различной принадлежности требует нормативного закрепления на уровне Правительства РФ. Перечень аэродромов совместного базирования определен распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р. В настоящее время в этот перечень включено 95 аэродромов.

2. В пункте 2 ст. 44 дано определение понятия "аэродромы совместного использования". По непонятным причинам в этом определении в качестве базового признака указан только аэродром государственной авиации, хотя для полетов гражданских воздушных судов по расписанию вполне могут использоваться и аэродромы экспериментальной авиации. Решение о совместном использовании аэродрома принимает федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данный аэродром (Минобороны России, ФСБ России, МВД России, Минпромторг России).

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и совместного использования предусматривает создание технических и организационных условий, необходимых для выполнения полетов воздушных судов различных типов и предназначения (истребители, бомбардировщики, разведчики, пассажирские и др.). Создание указанных условий требует значительных материальных затрат и дополнительных организационных мероприятий. По этим причинам п. 3 ст. 44 ВК требует осуществлять эксплуатацию указанных аэродромов на основе договора, заключенного между всеми организациями, чьи воздушные суда базируются на аэродроме или выполняют полеты на аэродром по расписанию. Особую сложность представляет организация, выполнение и обеспечение полетов воздушных судов разных типов, обладающих разными летно-техническими характеристиками (взлетная и посадочная скорости, углы наклона глиссады, схемы снижения и захода на посадку и др.). Практика организации, выполнения и обеспечения полетов на аэродромах совместного базирования и совместного использования требует издания специальных ФАП.

4. Пункт 4 ст. 44 ВК обязывает организовать на аэродромах (почему-то только государственных, несмотря на то, что имеются аэродромы экспериментальной авиации, где базируются воздушные суда гражданской авиации, например Ульяновск (Восточный), Иркутск-2) совместного с гражданскими воздушными судами базирования и на аэродромах совместного использования условия, отвечающие требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам. Для создания указанных условий аэродромы государственной и экспериментальной авиации необходимо оборудовать дополнительными радиотехническими, светотехническими и другими средствами, необходимыми для взлета и посадки гражданских воздушных судов, причем такие средства не должны создавать помехи для нормальной эксплуатации данных аэродромов государственной или экспериментальной авиацией. Кроме того, потребуется установка специальных средств обеспечения авиационной безопасности (см. комментарий к гл. XII ВК). По этим причинам п. 4 ст. 44 должен содержать норму, обязывающую организацию, чьим интересам отвечает дооборудование аэродрома, нести расходы, связанные с созданием условий, отвечающих требованиям безопасности полетов гражданских воздушных судов на этом аэродроме.

Другой комментарий к статье 44 ВзК РФ

В настоящее время существует Перечень аэродромов совместного базирования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6-р. В данный Перечень распоряжением Правительства РФ внесены некоторые изменения, а именно включены в перечень аэродромов совместного базирования авиации аэродром Остафьево (совместное базирование авиации Минобороны России, Российской оборонной спортивно-технической организации, обществ с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Газпромавиа" и "Производственная многоотраслевая авиакомпания "Шар-инк Лтд.", закрытого акционерного общества "Авиационная компания "Конверс Авиа") и аэродром Ступино (совместное базирование авиации Минобороны России и Российской оборонной спортивно-технической организации), исключены из Перечня аэродромов совместного базирования авиации аэродромов Абакан, Астрахань (Нариманово), Ачинск, Белгород, Бирофельд, Варфоломеевка, Вещево, Владивосток (Озерные Ключи), Вологда, Вологда (Кипелово), Воронеж (Чертовицкое), Золотая Долина (Унаши), Камень-Рыболов, Клин, Ключи Камчатские, Краснокаменск, Кречевицы, Маган, Магдагачи, Менделеево, Могоча, Нерчинск, Нерюнгри (Чульман), Нижнеангарск, Омск (Федоровка), Омск (Центральный), Орел (Южный), Остров Средний, Рыбинск (Староселье), Сальск, Санкт-Петербург (Ржевка), Сиверский, Славгород (Северный), Смоленск (Южный), Советская Гавань (Знаменский), Стерлитамак, Сыктывкар, Таганрог, Тверь (Змеево), Томск (Богашово), Троицк, Тула (Клоково), Тында, Уссурийск (Барановский), Халактырка, Хатанга, Черниговка, Чита (Кадала), Чокурдах, Шилка, Шмидта - мыс, Якутск, Туношна, ЦКА имени М.В. Фрунзе. Этим же распоряжением исключено базирование авиации Минобороны России на аэродромах Воркута, Красноярск (Емельяново), Магадан (Сокол), Мурманск, Оренбург (Центральный), Проведения Бухта и Южно-Сахалинск (Хомутово), авиации МЧС России на аэродроме Барнаул (Михайловка), авиации ФПС России на аэродромах Буревестник и Псков, авиации МВД России на аэродроме Магадан (Сокол), авиации Росавиакосмоса на аэродромах Воронеж (Балтимор) и Калуга (Грабцево), авиации авиакомпании "Моздокские авиалинии" на аэродроме Моздок.

Распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2006 г. N 390-р <60> включены в Перечень аэродромов совместного базирования авиации аэродромы Центральный (г. Омск), Маган (г. Якутск) и Быково (г. Москва) (совместное базирование авиации Минтранса России и МВД России). При этом разрешено базирование авиации МВД России на аэродромах Кемерово (совместное базирование авиации Минобороны России, Минтранса России и МВД России) и Пушкин (г. Санкт-Петербург) (совместное базирование авиации Минобороны России и МВД России).

--------------------------------
<60> СЗ РФ. 27.03.2006. N 13. Ст. 1439.

Распоряжением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 606-р <61>, от 7 октября 2004 г. N 1284-р <62> аэродромы Иркутск-2 (Восточный), Воронеж (Придача) отнесены к аэродромам совместного базирования воздушных судов экспериментальной и гражданской авиации.

--------------------------------
<61> Собрание законодательства Российской Федерации. 30.05.2005. N 22. Ст. 2147.
<62> Собрание законодательства Российской Федерации. 11.10.2004. N 41. Ст. 4080.