Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 4 ВзК РФ

1. В статье 4 ВК под лицами понимаются юридические и физические лица, т.е. коммерческие и некоммерческие организации, граждане РФ, субъекты РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Термин "воздушное законодательство" в ст. 4 ВК имеет расширительное значение и включает в себя ВК, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты. Это можно объяснить прежде всего тем, что в федеральных законах, устанавливающих ответственность за различные виды нарушений, отсутствует понятие "воздушное законодательство".

3. Известно, что российское законодательство предусматривает следующие виды ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную.

4. Уголовная ответственность наступает вследствие совершения физическим лицом противоправного деяния (действия или бездействия), предусмотренного УК. УК содержит следующие статьи, предусматривающие ответственность за нарушение воздушного законодательства:

глава 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта":

статья 263 "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта";

статья 266 "Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями";

статья 268 "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта".

Статьи 263 и 266 предусматривают уголовную ответственность для физических лиц, профессионально занятых в эксплуатации и обслуживании воздушного транспорта, деятельность которых связана с безопасностью полетов.

Статья 268 действует в отношении других физических лиц (кроме лиц, указанных в ст. 263) - пассажиров и иных лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна.

Анализируя ст. 263, 266 и 268 и сопоставляя их диспозиции со статьями Гражданского и Воздушного кодексов, можем предположить, что они действуют в отношении физических лиц, занятых в воздушных перевозках гражданской авиацией. Важно отметить, что рассматриваемые статьи УК применяются только в случаях, когда противоправные деяния по неосторожности (отсутствие умысла) повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека или привели к смерти одного или нескольких лиц.

Иное юридическое содержание имеет ст. 271 "Нарушение правил международных полетов". По кругу лиц ее действие распространяется на всех, кто выполняет международные полеты, - на членов экипажей не только гражданских, но и государственных, а также экспериментальных воздушных судов, т.е. не только относящихся к воздушному транспорту. Применение этой статьи не требует наступления последствий.

В главе 33 "Преступления против воинской службы" ст. 351 "Нарушение правил полетов или подготовки к ним" предусматривает ответственность только специальных субъектов - военнослужащих Минобороны России и иных лиц, проходящих военную службу в других федеральных органах исполнительной власти РФ, таких, как МВД, ФСБ, МЧС России и др. (ст. 331 УК РФ). В статье используется термин "летательный аппарат", что дает возможность применять данную статью не только к военному авиационному персоналу, но и к военнослужащим, осуществляющим эксплуатацию других летательных аппаратов (ракет, управляемых снарядов и т.п.).

Представляется, что существует уголовно-правовой вакуум в отношении тех лиц авиационного персонала экспериментальной и государственной авиации, которые не являются военнослужащими.

5. Административная ответственность наступает вследствие противоправного виновного деяния, совершенного физическими и юридическими лицами, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена такая ответственность.

В главе 11 "Административные правонарушения на транспорте" содержится три статьи: 11.3 "Действия, угрожающие безопасности полетов"; 11.4 "Нарушение правил использования воздушного пространства"; 11.5 "Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов".

Санкции указанных статей КоАП предусматривают административные денежные штрафы различных размеров для физических и юридических лиц. Кроме того, санкция ст. 11.5 предусматривает лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

В главе 18 "Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации" содержится ст. 18.1 "Нарушение режима Государственной границы". Эта статья, несомненно, касается полетов воздушных судов. Санкция п. 2 этой статьи, кроме денежных штрафов, предусматривает для иностранных граждан и лиц без гражданства административное выдворение за пределы РФ.

В главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" содержится ст. 19.22 "Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов механизмов и устройств". Данная статья, безусловно, относится и к гражданским воздушным судам.

6. Гражданско-правовая ответственность наступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из условий договора, применительно к настоящему ВК - договора воздушной перевозки.

Такая ответственность предусмотрена в гл. 40 ГК "Перевозки", в ст. 793 "Ответственность за нарушение обязательств по перевозке", 794 "Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование данных транспортных средств", 795 "Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажиров", 796 "Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа", 800 "Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира".

Другой комментарий к статье 4 ВзК РФ

Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <6> установлена ответственность за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4), а также за нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации (ст. 18.5).

--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Государственная граница - РФ это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации. Иными словами, это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").

Пересечение Государственной границы должно осуществляться в пункте пропуска через Государственную границу, под которым понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации") <7>. Если в отношении указанных лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, то они в официальном порядке либо передаются властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу, либо выдворяются за пределы Российской Федерации с уведомлением властей того государства, на территорию которого выдворяются.

--------------------------------
<7> Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. N 17. Ст. 594.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются либо должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ; либо передаются на рассмотрение судьям районных судов по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания; либо передаются на рассмотрение мировым судьям по делам, влекущим наложение административного штрафа.

Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 18.1 КоАП).

Пункты пропуска через Государственную границу РФ предназначены для обеспечения международных сообщений Российской Федерации с другими государствами. Такие пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством РФ в морских, речных и рыбных портах, в аэропортах, на аэродромах, открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от Государственной границы РФ участках местности в пределах пограничной зоны и в иных местах. Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного и иных видов контроля, органы внутренних дел, а также транспортные и иные предприятия и организации, обеспечивающие работу пункта пропуска.

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.4 КоАП).

В соответствии с положениями КоАП РФ (ст. 18.5) нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Для осуществления транзитных пролетов через воздушное пространство Российской Федерации установлен разрешительный порядок. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выдаче таких разрешений определена в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации.

Воздушные суда при транзитном пролете через воздушное пространство РФ должны соблюдать запреты и ограничения, определенные в ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Такими ограничениями являются:

- пересечение воздушными судами Государственной границы по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в части двенадцатой статьи 9, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации; запрещаются (кроме оговоренных случаев):

а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из РФ, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Федерального агентства воздушного транспорта или Министерства обороны Российской Федерации, согласованным с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 306 <8> запрещается транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации.

--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1702.

Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:

угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности РФ;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность РФ;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;

погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством РФ;

нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Основываясь на положениях ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", к таким противоправным действиям можно, в частности, отнести:

посадку в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Субъектами правонарушения являются только юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.